• Курс валют:
  • $ 0
  • 0
Чт, 29 июня 2017 03:12

Памятка по противодействию коррупции

Памятка предназначена в первую очередь для всех, кто: считает взятку постыдным и позорным преступлением; не хочет стать пособником в преступлении и участвовать в коррупционной деятельности; готов поступиться своими сиюминутными интересами ради того, чтобы не увеличивать число преступников; хочет видеть свою страну свободной от засилья воров и коррупционеров.

Коррупция — это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции — своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости. Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика.

Квалификация коррупционных преступлений. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд составов преступления, относящихся к коррупции. Прежде всего коррупционные действия могут квалифицироваться следующими статьями Уголовного кодекса: 174 - легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; 285 - злоупотребление должностными полномочиями; 290 - получение взятки; 291 - дача взятки; 292 - служебный подлог.

Кроме того, к коррупционным преступлениям в форме подкупа относятся общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания: пункты "а" и "б" части второй статьи 141; статьи 184, 204, 210 - в случае организации или участия в преступном сообществе (преступной организации), созданном для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 174, частями второй, третьей и четвертой статьи 290, частью второй статьи 291; статьями 290, 304; частями первой и четвертой статьи 309.

К иным коррупционным преступлениям при наличии всех признаков коррупции относятся общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания: статья 145.1, пункт "в" части второй статьи 159, пункт "в" части второй статьи 160, статья 164 - в случаях совершения соответствующего деяния лицом путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения; статья 170, пункт "б" части третьей статьи 188 - при наличии корыстной или иной личной заинтересованности), статьи 201, 202, 203 - при наличии корыстной или иной личной заинтересованности; части третьей статьи 210 - в случае организации или участия в преступном сообществе (преступной организации), созданном для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 174, частями второй и третьей статьи 285, частями второй и третьей статьи 286, частью третьей статьи 287, пунктом "в" части второй статьи 221, пунктом "в" части второй статьи 226, пунктом "в" части второй статьи 229, статьями 285, 286 и 288 при наличии корыстной или иной личной заинтересованности; статьями 289, 292.

К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания: статья 174 - в случаях приобретения соответствующих денежных средств или иного имущества в результате совершения любого из коррупционных преступлений; статья 175 - в случаях приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого в результате совершения любого из коррупционных преступлений, статья 316 - в случае заранее не обещанного укрывательства преступления, предусмотренного частью четвертой статьи 290.

Особо следует сказать о части 1 статьи 169 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой речь идет о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, закрепленной в Гражданском кодексе Российской Федерации. По своей юридической природе это специальный вид должностного злоупотребления в сфере государственного регулирования экономической деятельностью. В соответствии со статьями 23 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, а гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Общественная опасность воспрепятствования законной предпринимательской деятельности определяется тем, что данное деяние ограничивает конституционное право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 Конституции Российской Федерации), а также наносит ущерб авторитету органов государственной власти, в компетенцию которых входит регулирование экономической деятельностью. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание за различные формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. К ним относятся: неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности; уклонение от регистрации либо от выдачи специального разрешения; ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; ограничение самостоятельности указанных субъектов экономической деятельности; иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является преступлением с формальным составом.

Поскольку рассматриваемое деяние относится к специальному виду должностного злоупотребления, то обязательным признаком объективной стороны является использование должностным лицом своего служебного положения. Это - способ, с помощью которого совершается само деяние. Он определяется тем, что должностное лицо использует предоставленные ему законом права и полномочия вопреки интересам службы. Отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности образует состав преступления в том случае, если в служебную компетенцию должностного лица входило право такой регистрации или выдачи лицензии. Рассматривая этот вид преступлений, необходимо установить, что должностное лицо обязано было произвести такую регистрацию или выдать лицензию. Только в этом случае отказ образует состав преступления. Отказ - это в данном составе преступления активное поведение, поэтому он должен быть конкретным, четко выраженным. При этом не имеет значения, в письменной или в устной форме он выражен должностным лицом. Важно одно - отказ должен быть неправомерным. Уклонение от регистрации либо от выдачи лицензии - это бездействие. Поэтому в такой ситуации особенно важно установить следующие признаки: а) в служебную компетенцию соответствующего должностного лица входила обязанность совершить указанные действия (регистрацию либо выдачу лицензии); б) должностное лицо имело реальную возможность эти действия совершить; в) должностное лицо уклоняется от их совершения.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Должностное лицо сознает, что, используя служебные полномочия, своими действиями или бездействием воспрепятствует законной деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации и желает воспрепятствовать такой деятельности. Субъект специальный - должностные лица органов государственной власти и управления или местного самоуправления. Их определение дано в примечании к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья 169 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет квалифицирующий признак: причинение крупного ущерба. Предусмотрев крупный ущерб как квалифицирующий признак, законодатель не дал ему легального толкования. По аналогии с другими нормами, определяющими ответственность в сфере экономики, ущерб следует признавать крупным, если его размер в 200 раз превышает 250 000 руб., а особо крупный - 1 000 000 руб. Применяя статью 169 Уголовного кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что норма этой статьи конкурирует с нормами статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поэтому в соответствии с частью 3 статьи 17 Уголовного кодекса Российской Федерации совокупность преступлений здесь отсутствует, и уголовная ответственность наступает по специальной норме. Если же отказ в регистрации или выдаче лицензии сопутствует требованию взятки, то это образует идеальную совокупность преступлений, предусмотренных статьей 169 и пунктом "в" части 4 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Аналогичная квалификация будет иметь место, если уклонение от регистрации или выдачи лицензии вынудило предпринимателя либо представителя коммерческой организации дать взятку должностному лицу органа государственной власти или управления.

Следующий элемент коррупции проявляется в регистрации незаконных сделок с землей. Статья 170 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет признаки трех специальных видов должностных преступлений, которые могут иметь место в сфере землепользования и землевладения. Совершая действия, предусмотренные статьей 170 Уголовного кодекса Российской Федерации, должностное лицо использует свое служебное положение вопреки интересам службы. Регистрируя незаконные сделки с землей либо занижая размер платежей за землю, должностное лицо злоупотребляет своим служебным положением либо превышает свои служебные полномочия.

Коррупция часто имеет место при наличии такого преступления, как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Статья 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет ответственность за использование в экономической деятельности денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Закон называет такие действия легализацией, или отмыванием.

Непосредственный объект преступления - общественные отношения, регулирующие кредитно-денежное обращение в сфере экономической деятельности. Обязательным признаком состава является предмет преступления. Это - денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем. Денежные средства могут иметь рублевое или валютное выражение. Имущество может быть движимым или недвижимым. Легализация указанных средств и имущества лицом с использованием своего служебного положения будет иметь место, если субъектом преступления является должностное лицо органа государственной власти или местного самоуправления либо лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Основным элементом коррупции следует назвать злоупотребление служебными полномочиями. Статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет это преступление как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Объективная сторона данного преступления, таким образом, заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий, причем в ущерб интересам службы, если это приводит к существенному нарушению указанных в статье личных, общественных и государственных интересов. Следовательно, объективная сторона злоупотребления включает три обязательных признака: а) использование должностных полномочий вопреки интересам службы; б) наступление общественно опасного последствия в виде существенного нарушения указанных в кодексе правоохраняемых интересов; в) причинная связь между использованием служебного положения и наступлением одного или нескольких последствий. Под использованием служебных полномочий следует понимать совершение виновным деяния, которое формально находится в пределах его служебной компетенции.

Распространенными формами злоупотребления служебными полномочиями практика признает обман контролирующих органов, грубые нарушения финансовой дисциплины, сокрытие любых преступлений и, в первую очередь, хищения имущества, а также недостачу товарно-материальных ценностей, неосновательное расходование имущества государственных организаций или незаконную передачу его в пользование коммерческих структур, приватизированных предприятий либо отдельных лиц, извлечение имущественной выгоды за счет государственной или иной собственности, но без ее изъятия и обращения в свою пользу. Своеобразной формой использования служебных полномочий является попустительство конкретным преступлениям со стороны должностного лица.

Субъективная сторона злоупотребления служебными полномочиями характеризуется умышленной виной. Лицо сознает, что использует свои служебные полномочия во вред интересам службы, предвидит, что в результате этого правоохраняемым интересам может быть причинен существенный вред, и желает его причинить либо сознательно допускает его причинение. В качестве обязательных субъективных признаков рассматриваемого преступления Уголовного кодекса Российской Федерации указывает корыстную или иную личную заинтересованность.

Под корыстной заинтересованностью применительно к злоупотреблению должностными полномочиями следует понимать стремление лица получить имущественную выгоду без незаконного изъятия государственного или иного чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою собственность или в пользу других лиц. Корыстная заинтересованность может проявиться также в действиях должностного лица, направленных на освобождение от платежей либо иного расходования личных средств, на незаконное получение выгод за счет личного имущества граждан и т.п.

Иная личная заинтересованность понимается как стремление должностного лица извлечь путем использования служебного положения выгоду неимущественного характера. Содержание ее могут составить такие побуждения, как протекционизм, карьеризм, семейственность, получение взаимных услуг личного характера, приукрашивание действительного положения, поддержка влиятельных лиц, сокрытие своей некомпетентности и т.п.

Следующим элементом коррупции следует назвать превышение должностных полномочий. Статья 286 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет это преступление как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Объективная сторона преступления, таким образом, включает три необходимых признака: а) действие должностного лица, явно выходящее за пределы предоставленных ему служебных полномочий; б) общественно опасные последствия в виде перечисленных в данной статье нарушений; в) причинная связь между выходом лица за пределы полномочий и наступившими последствиями. Формой совершения данного преступления может быть только действие. Превышение полномочий заключается в таких действиях должностного лица, которые выходят за рамки его служебной компетенции и совершаются вопреки интересам службы. В связи с этим по каждому делу о превышении служебных полномочий необходимо точно определить их рамки, обратившись для этого к правовому акту, устанавливающему их содержание и пределы. Для определения факта выхода должностного лица за пределы предоставленных ему полномочий следует выяснить ряд обстоятельств: а) какой именно правовой акт регламентирует полномочия данного лица; б) какие положения этого акта конкретно были нарушены и в чем это нарушение состояло. Отсутствие правовой регламентации полномочий лица, отсутствие либо неустановление правового документа, который определял бы его права и полномочия, означает, что в действиях данного должностного лица нет состава этого преступления. Одним из необходимых условий ответственности за превышение служебных полномочий является наличие связи между совершенными лицом действиями и его должностными обязанностями. Следует установить, что лицо вышло за пределы полномочий в процессе или в связи с выполнением своих служебных функций.

Закон Российской Федерации "Об основах государственной службы", принятый Государственной Думой 5 июля 1995 г., содержит прямой запрет государственным служащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной или иной творческой деятельности. Разглашение чиновником коммерческой тайны, ставшей ему известной в процессе осуществления властных полномочий, является формой коррупции. Согласно закону об основах госслужбы чиновник имеет право получать любую информацию, необходимую для исполнения его должностных обязанностей. Законодательству России известно большое количество разнообразных "тайн", среди них: служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

Согласно ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации информация составляет тайну (служебную или коммерческую) в том случае, если информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Разновидностями таких тайных сведений считаются банковская и налоговая тайна. Согласно статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале организации и о нарушениях законодательства о налогах и мерах ответственности за эти нарушения.

Другим элементом коррупции следует назвать факт получения взятки, предусмотренный в статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Получение взятки, дача взятки представляют собой достаточно распространенные формы коррупции. Опасность получения и дачи взятки обусловливается тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями, как то: организованными хищениями имущества, легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем, незаконным изготовлением оружия и т.д. Получение взятки - самое тяжкое из этих преступлений. Особая опасность его заключается в том, что должностное лицо либо иные лица, указанные в качестве субъектов данной группы преступлений, используя свое служебное положение, по существу, превращают занимаемую должность и вытекающие из нее возможности в предмет купли-продажи. В Уголовном кодексе Российской Федерации это преступление определяется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (часть 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации). Объективная сторона получения взятки, таким образом, заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяткодателя действий (или бездействия) с использованием своего служебного положения. Необходимым признаком данного преступления является его предмет - взятка. Уголовный кодекс Российской Федерации раскрывает содержание предмета взятки как деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера. Суть выгод имущественного характера заключается в оказании виновному безвозмездно услуг, подлежащих оплате.

Закон об основах госслужбы в статье 11 определяет, что под "иным имуществом и выгодами имущественного характера" следует понимать подарки, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц.

В условиях перехода к рыночной экономике выявились новые формы взяточничества, например, за приобретение в аренду или собственность помещений, офисов, квартир, земельных участков, за перевод денежных средств со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частности, в сфере торговли и обслуживания населения. Изменились и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или на имя близких им людей недвижимость как в России, так и за рубежом, организуют престижные выезды за рубеж в качестве "специалистов", "консультантов" и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте и т.д.

Уголовный кодекс Российской Федерации говорит о получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Следовательно, не исключается состав данного преступления и в тех случаях, когда виновный получает взятку от взяткодателя через посредника. Необходимо лишь установить в этих случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния с использованием служебного положения в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель. Использование виновным служебного положения за взятку трактуется в Уголовном кодексе Российской Федерации трояко: как действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, либо как способствование таким действиям, либо как общее покровительство или попустительство по службе. Первая форма, наиболее распространенная на практике, представляет собой совершение виновным за взятку действий, которые находятся в пределах предоставленных ему прав и полномочий (для руководителя - прием на работу и увольнение), или несовершение (непроведение) ревизий или инвентаризаций материальных ценностей, сокрытие недостач. Вторая форма означает использование служебного положения в широком смысле слова, т.е. связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении, возможность воздействовать на них своим должностным авторитетом. Третьей формой использования служебного положения взяткополучателем закон считает общее покровительство или попустительство по службе. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что он получает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (бездействия) в пользу взяткодателя, либо оказывает ему покровительство, или попустительствует с использованием при этом своего служебного положения и желает получить ее. Получение взятки по своей природе является специальным видом корыстного злоупотребления своими должностными полномочиями. Поэтому обязательным признаком этого преступления является корыстный мотив.

Опасность получения взятки повышается за счет: а) получения взятки за незаконные действия (часть 2 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации) и б) получения взятки, совершенного лицом, занимающим государственную должность в Российской Федерации, или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (часть 3 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Особо квалифицированными видами получения взятки Уголовный кодекс Российской Федерации считает: а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) вымогательство взятки; в) крупный размер взятки (часть 4 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Следует подчеркнуть, что получение взятки госслужащим категории "А" или главой органа местного самоуправления является отягчающим обстоятельством этого вида преступления наряду с такими классическими видами отягчающих обстоятельств, как получение взятки группой лиц, неоднократно, с вымогательством, в крупном размере. Крупный размер взятки непосредственно определен в Уголовном кодексе Российской Федерации. Согласно ему крупным размером взятки следует признавать сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих 150 000 руб. (примечание к статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Еще одним элементом коррупции следует назвать факт дачи взятки, предусмотренный в статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации. Объективная сторона дачи взятки заключается в передаче должностному лицу предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера лично или через посредника за выполнение (или невыполнение) последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения.

Субъективная сторона дачи взятки выражается только прямым умыслом. Виновный сознает, что он передает взятку или предоставляет выгоду имущественного характера должностному лицу за совершение последним действий (или воздержание от них) в пользу взяткодателя с использованием должностных полномочий и желает передать взяткополучателю незаконное вознаграждение для удовлетворения своих интересов.

Уголовный кодекс РФ устанавливает два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) при наличии вымогательства взятки со стороны должностного лица; 2) при наличии добровольного заявления взяткодателя о факте дачи взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело (примечание к статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Вымогательство - это "требование должностным лицом незаконного вознаграждения под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя либо умышленно поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов" (комментарий Генеральной прокуратуры к Уголовному кодексу Российской Федерации).

Помимо дачи взятки наказуема "попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа" (статья 304 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Следующим элементом коррупции следует считать служебный подлог, предусмотренный в статье 292 Уголовного кодекса Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации определяет это преступление как внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

Обязательным признаком служебного подлога является предмет преступления - официальный документ. Под официальными документами принято понимать письменные акты, удостоверяющие конкретные факты и события, имеющие юридическое значение, составленные надлежащим образом и содержащие необходимые реквизиты. Объединяет официальные документы при всем их разнообразии тот факт, что они порождают для использующего их определенные юридические последствия. Предметом подлога можно считать и частные документы при условии, что они находятся в ведении государственных организаций.

Суть подлога состоит во внесении в официальные документы ложных сведений. При этом в подлинном документе фиксируются не соответствующие действительности данные. Однако сам документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего. Содержание же его является фиктивным, а включаемые в него данные - ложными. Другой формой, образующей объективную сторону, является внесение в официальные документы исправлений, искажающих его действительное содержание.

Субъектом данного преступления могут быть три категории лиц: 1) должностные лица; 2) государственные служащие; 3) служащие органа местного самоуправления.

Следующий элемент коррупции - халатность. Это преступление определяется в статье 293 Уголовного кодекса Российской Федерации как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба. Объективную сторону халатности составляют три необходимых признака: 1) невыполнение либо ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей; 2) преступное последствие в виде причинения крупного ущерба; 3) причинно-следственная связь между деянием (действием или бездействием) и наступившими последствиями.

Халатность может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Следует особо выделить преступления, которые совершаются работниками правосудия при выполнении возложенных на них функций. К их числу следует отнести: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (статья 299 Уголовного кодекса Российской Федерации); незаконное освобождение от уголовной ответственности (статья 300 Уголовного кодекса Российской Федерации); незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (статья 301 Уголовного кодекса Российской Федерации); принуждение к даче показаний (статья 302 Уголовного кодекса Российской Федерации); вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта (статья 305 Уголовного кодекса Российской Федерации); квалифицированный вид фальсификации доказательств (часть 2 статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Другой элемент коррупции - это факты воспрепятствования осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (статья 294 Уголовного кодекса Российской Федерации). Данное преступление представляет собой различные способы воздействия на судей, присяжных для того чтобы добиться вынесения неправосудного приговора, решения или определения, помешать суду объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело. Конкретными формами воздействия могут быть просьбы, уговоры, различные формы понуждения судей к вынесению неправосудного акта, к одностороннему рассмотрению дела. Понуждение может соединяться с угрозами судье либо членам его семьи. Другой формой совершения данного преступления (часть 2 статьи 294 Уголовного кодекса Российской Федерации) является вмешательство в любой форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, с целью воспрепятствования надлежащему расследованию дела.

Субъективная сторона выражается только в прямом умысле. Виновный осознает, что он вмешивается в деятельность суда по отправлению правосудия либо прокурора, следователя или лица, производящего дознание, и желает помешать осуществлению правосудия, деятельности прокурора и других указанных в законе лиц.

Квалифицирующим признаком считается вмешательство в осуществление правосудия либо законную деятельность лиц, указанных в части 2 статьи 294 Уголовного кодекса Российской Федерации, или совершенное лицом с использованием своего служебного положения (часть 3 статьи 294 Уголовного кодекса Российской Федерации). Налицо особый вид злоупотребления служебными полномочиями. Лицо использует для оказания воздействия на судей или иных работников органов правосудия, перечисленных в законе, возможности, вытекающие из его положения. Это может осуществляться двояко: указанные в законе работники правосудия находятся в прямом или косвенном подчинении виновного (к примеру, он является работником управления или ведомства юстиции, вышестоящей прокуратуры или службы системы МВД России, либо ответственным работником властных либо управленческих структур, от которых зависит, хотя бы и косвенно, назначение и освобождение соответствующего работника органа правосудия, его продвижение по службе и т.п.). Должностное лицо, занимающее высокое положение, например депутат Государственной Думы, может также, используя свой авторитет, связи и т.п., воздействовать на соответствующего работника системы правосудия.

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ: 1. Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются. 2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте). 3. Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю. 4. Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток. 5. Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.



«Моё мичуринское лето» - финальное голосование