Юморист Святослав Ещенко о мичуринских яблоках, сатире и цензуре

3 Ноября 2019 в 11:59

«С Мичуринском у меня прекрасные ассоциации. Я сегодня уезжал из Москвы с Казанского вокзала, и уборщица там ворчала на пассажиров: «Понаехали, яблоку негде упасть!», а проводник в поезде спрашивает: «Вы концерт даёте в Мичуринске? Там столько яблок!». Вроде бы и там, и там – яблоки, а отношение разное…», - с этих слов начал свой концерт в мичуринском ДК «Авангард» известный юморист, «звезда» программ «Аншлаг», «Юморина», «Смехопанорама», «Задорная компания» и «Кривое зеркало», заслуженный артист России Святослав Ещенко. Надо сказать, что «яблочная» тема нашему зрителю немного поднадоела (своих яблок в городе меньше, чем привозных), но упоминание этих витаминных фруктов всегда вызывает лёгкую усмешку. Провинциалам всегда приятны комплименты столичных жителей.

Все мы, к сожалению, не молодеем, и, чтобы продержаться подольше «на плаву», нам нужно держать нос по ветру. Но, рассказывая про концерт 30 октября, я не придумал ничего умнее, чем заняться самоцитированием, вспомнив свою же статью от 16 октября 2014 года: «Чем дольше смотрел я программу юмориста, тем более утверждался в мысли – если ты видел хоть одного артиста из «Кривого зеркала » - ты видел их всех. Своеобразную манеру Петросяна держаться на сцене, гримасничать, рывком снимать маски после очередной репризы ни с чем не спутаешь. Вся эта старая, и, честно говоря, добрая школа советского юмора, без хамства и издевательств над зрителями, без матерщины и шуток «ниже пояса», конечно, немного отдаёт нафталином, но всё ещё имеет своих почитателей». Спустя пять лет я готов подписаться под каждым словом.

Атмосфера концерта с годами не изменилась, а вот его программа обновилась на 99 процентов. Хотя традиционные персонажи, такие как Григорий из Таганрога, весёлая старушка Вовановна, тупой Прапорщик, укуренный Панк (так как его представляли в девяностые) и шепелявый Тамада к нам приехали вновь. Из тех персон, которых в Мичуринске Ещенко ещё не изображал, прибавился хитроумный Директор пустого зоопарка.

Концерт начался с традиционной разминки анекдотами. Запомнилась шутка про госавтоинспектора, который сказал, что устроился на работу в ГИБДД, потому, что это семейная традиция – отец был рыбак, а дед – охотник. Далее заговорили на все голоса персонажи, пошли в ход платки, маски, накладные усы….Оживлял концерт мичуринский мальчик Денис, который на весь зал выражал своё мнение по тому или иному вопросу. В зале, кстати, было заполнено 80 % мест, что по мичуринским меркам не аншлаг, конечно, но тоже неплохо. Вопрос: «скока народа было?» я предвидел. Думаю, многим нашим землякам он жизнь облегчает. Сидит несостоявшийся зритель, пялясь в гаджет и думает: «вот ничего они без меня не могут, и правильно, что я не пошёл…».

Юмор советский, «аншлаговский», как я уже отмечал. Но, были и приятные моменты. Абсолютно ничего не придумывая, Святослав Ещенко цитировал шутки своих родственников, живущих в деревне на севере Воронежской области. Это было очень честно и мило. Эффектным получился номер с минимальной подсветкой на сцене про людей в обесточенном метро. Взяв гитару, Святослав Ещенко исполнил русские частушки на итальянский манер. Известно, Святослав Игоревич сочиняет стихи и исполняет песни собственного сочинения. Это я о приятных моментах сейчас. В целом же юмор был на бытовые темы (муж, жена, любовник, тёща, заграничный отдых) с лёгким намёком на неодобряемую народом пенсионную реформу. После концерта мнения зрителей разделились поровну: одним всё понравилось, другие жаловались, что скучали.

Дождавшись, когда мичуринцы закончат фотосессию с юмористом (она затянулась на полчаса, ведь Ещенко всегда лоялен к своим поклонникам), я задал ему несколько вопросов. Артист устал, но так как он очень вежливый, интеллигентный и благородный человек, в общении не отказал. Это было наше второе интервью.

- Святослав Игоревич, с момента нашей встречи прошло ровно пять лет. Появились ли у Вас новые авторы и репризы?

- Авторы у меня постоянные и сотрудничаю я с ними уже много лет. Это Наталья Кондратенко, Алексей Найдёнов и Григорий Кофман. Сегодня со мной должен был на сцену новый автор Алексей Щеглов, готовили мы такой сюрприз мичуринскому зрителю, но он приехать не смог. Однако мы работаем с ним в дуэте, я не читаю его номера сольно.

- Вы сегодня с таким теплом рассказывали о своих деревенских родственниках. Этот народный юмор очень оживил концерт…

- Когда артиста показывают по телевидению, то показывают именно номер, а не его как человека. На концертах я всё-таки со зрителями общаюсь, идёт интерактив между номерами. Такое возможно только на гастролях.

- На портале «Мичуринск.ру» мы провели опрос «Нужна ли цензура в нашем обществе?». Большинство высказалось за цензуру. Что Вы об этом думаете?

- Смотря, какая цензура. Тот юмор в Интернете, где мат на мате, раздражает представителей старшего поколения, ответственных родителей. Они, конечно же, хотят цензуры: дети же смотрят! Кончено же, все взрослые люди знакомы с нецензурной лексикой, но когда на нём блогер или стендапер «разговаривает», они – в ужасе.

На телевидении у нас цензура сейчас страшнее, чем в советское время. Во времена СССР все знали какие-то ориентиры, «точки», но при этом на эстраде была сатира. Тот же Аркадий Райкин. Эта сатира хлёстко высмеивала перегибы на местах, какие-то неправильные явления, бюрократизм. И эта острая сатира всё-таки доходила до зрителя. Теперь же у нас даже слова «государство» и «правительство» нельзя произносить - цензор вырежет. Если всю сатиру из эфира вырезать, то чем его заполнять? Поэтому они заполняют его пошлятиной. Причём эта пошлятина не юмор ниже пояса или нецензурщина, а прежде всего – безвкусица. Все шутки на избитые темы: алкаш, муж – жена, тёща (тут меня накрыл когнитивный диссонанс после двухчасового концерта на эти же темы). Эти темы, конечно, любимы во все времена, столетиями существуют, но когда ТОЛЬКО это…(когнитивный диссонанс крепчал). «Медвежью услугу» оказывают властям те, кто острые шутки вырезает. Такого чиновничьего воровства как сейчас в России никогда не было, а юмор позволил бы людям «пар выпускать». Они делают плохо, а об этом нельзя сказать на телевидении. Это не меняет ситуацию в стране и обществе.

- Хотя при этом политические шутки и пародии на нашей эстраде всё же есть: про правителей иноземных держав…

- Так есть же такой анекдот с «бородой». Встретились русский и американец. Американец говорит: «У вас в СССР нет свободы слова. Вот у нас в Америке каждый может выйти к Белому дому и крикнуть «Рейган — дурак»! Русский: «Подумаешь, и у нас каждый может выйти на Красную площадь и крикнуть: «Рейган — дурак!».

- То есть история сделала круг, и он вновь замкнулся?

- Я ещё раз повторю: тогда это было естественней, чем сейчас. Тогда не было имиджмейкеров, например. Многие политики без этих ребят и шагу ступить не могут, а те, сидя на хорошей зарплате, изгаляются, придумывают, как дурить голову народу. Я, кстати, не могу сказать, что всецело за политическую сатиру. Ситуация-то двоякая. У народа и власти – взаимная нелюбовь и это длится столетиями. Народ никогда недолюбливал правителей, а они боялись народ как диких зверей, которых надо держать в узде, в клетке. И если встать на сторону власти, то понять тоже можно: такая большая страна, такой народ с необузданными желаниями. Они же проводят исследования, чем люди заняты в Интернете. Не самым интеллектуальным, мягко говоря. Советуются с социологами, как таким народом управлять.

Наша жизнь даёт очень много поводов для шуток на эту тему. Я встречался с политиками. Они говорят: мы-то не против, но кто нас спрашивает. А придёшь на телевидение, там говорят: «шутка смешная, но на всякий случай не надо!». И возникает какая-то искусственная «прокладка».

Конечно, скажите Вы, такие шутки можно показать на YouTube, но пока не дадут команду свыше, такой юмор на TV не появится. Можно выступать с сатирой на концертах, но беда-то в том, что нет авторов, которые смогли бы написать на эти темы едко, сатирично, но при этом «вкусно». Чтобы это не было огульным хаяньем или оскорблением. Я не люблю негатив. Если ты высмеиваешь явление, то делай это легко и непринуждённо или «эзоповым языком». А это, пожалуй, мог делать только Михаил Николаевич Задорнов. И то, его все считали злым. Авторам сейчас проще писать чистый бытовой юмор и никак их писать по-другому не заставишь.

На мой взгляд, дело даже не в цензуре, просто нет хорошего сатирического материала. Ругаться матом, как это делают отдельные блогеры, это не моё. Это не «вкусно», а «вкусно» авторы не пишут.

- С конца октября по начало ноября в Вашем гастрольном графике семь городов. Чем Вы занимаетесь в долгой дороге? Аудиокниги слушаете, фильмы смотрите?

- Всё зависит от транспорта. В поезде я люблю спать, в машине по телефону общаюсь, в самолёт беру ноутбук и работаю над номерами один и с авторами.

- Спасибо за общение, приезжайте к нам с новой программой!

Геннадий Климанов.

Фото Никиты Сафонова.


Комментарии:

Нет комментариев.
Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Видеорепортажи:

Ежегодный музыкальный фестиваль «Яблоко»
4 Сентября 2019 в 13:51
СОБЫТИЕ № 1 В МЯСНОЙ ИНДУСТРИИ!
19 Июля 2019 в 11:37
БЕЗ ДТП 5
30 Апреля 2019 в 11:10


Как часто Вас останавливают для проверки документов Инспектор ГИБДД?