Умное кино про «дурака»

21 Апреля 2015 в 14:21

Кинотеатр «Октябрь» и его директор Михаил Алексеевич Малахов продолжают радовать нас культурными мероприятиями. Ещё не забылось открытие элитарного клуба «Что? Где? Когда?», а в «Октябре» ещё одна новинка - «Открытый показ» фильма 19 апреля.

Идея встречи, где за показом авторского кино, которое никогда не выйдет в широком прокате, следует обсуждение увиденного, впервые воплотилась в телепередаче Александра Гордона «Закрытый показ» на Первом канале. Следующим эстафету отечественного «фестивального» кино принял телеканал ТНТ. Проект обрёл вторую жизнь, получил название «Открытый показ», а фильмы, транслирующиеся в рамках проекта, обозначены как «арт-мейнстрим». Это сильное, интересное, новое, провокационное кино, которое не оставит равнодушным ни одного кинолюбителя, чьи предпочтения несколько выше тупых комедий и модного американского «экшена».

И вот теперь хорошую традицию «Открытого показа» подхватил мичуринский кинотеатр «Октябрь» - вживую и средь бела дня. На первом показе 19 апреля вниманию зрителей (коих был полный зал) была представлена картина «Дурак» режиссёра Юрия Быкова.

Юрий Анатольевич Быков - молодой кинорежиссёр, сценарист, актёр и композитор, родом из Новомичуринска Рязанской области. Первой его полнометражной работой стала драма «Жить» (2010 г.). К слову, именно с этой картиной он впервые побывал в Мичуринске. И теперь, спустя несколько лет, Юрий снова прибыл в наш город, чтобы пообщаться со зрителями, но уже с другой картиной.

Социальная драма «Дурак» вышла в 2014 году. Картина разошлась по кинотеатрам страны малым тиражом - всего около 15 копий, зато пользуется спросом в Интернете. «Дурак» затрагивает слишком важные и злободневные вопросы. Коррупция, бюрократия, халатность, равнодушие чиновников и такое же равнодушие людей к самим себе, помноженное на агрессию, неблагодарность, жестокость и злобу ко всему, что хоть как-то «угрожает» их спокойствию, привычному образу жизни. Классическая ситуация, когда главный герой оказывается меж двух огней. «Тут мозги чинить надо», говорит один из чиновников в фильме и с ним всё же нельзя не согласиться. Действие фильма происходит в провинциальном российском городе. Молодого слесаря-сантехника Дмитрия Никитина среди ночи вызывают в общежитие, где прорвало водопроводную трубу. В ходе осмотра Никитин определяет, что здание, находящееся в эксплуатации без ремонта почти сорок лет, находится в аварийном состоянии и может рухнуть в любую минуту. В общежитии проживают более восьмисот человек, даже не подозревающих о грозящей им опасности.

Никитин находит способ сообщить об опасности мэру города, Галагановой, которая в это время отмечает свой юбилей в ресторане. Мэр собирает (в малом зале ресторана) высокопоставленных чиновников города на срочное совещание: падение здания грозит финансовой проверкой, в результате которой могут вскрыться крупномасштабные хищения бюджета на протяжении многих лет, осуществлённые мэром и её подчинёнными. Хотя Галаганова склонна принять решение об эвакуации людей из здания, она вскоре понимает, что расселить жильцов не представляется возможным по ряду причин. Тогда мэр со своим заместителем и «серым кардиналом», Богачёвым, принимают решение свалить вину на своих подчинённых, начальника пожарной охраны Матюгина и начальника департамента ЖКХ Федотова, а их самих убить под легендой, что они сбежали из города. Начальник полиции, получив указание от мэра по телефону, говорит Никитину, Матюгину и Федотову, что эвакуация жильцов уже проводится, и приглашает их проехать убедиться в этом на месте. Однако вместо общежития полицейские увозят Матюгина, Федотова и Никитина в глухое место за городом. Перед расстрелом Федотов уговаривает их отпустить молодого сантехника. Полицейские приказывают Никитину молчать и немедленно покинуть город с семьёй. А дальше Никитин оказывается перед нелёгким выбором: сдаться и бежать или остаться и довести борьбу до конца?

Конец фильма остаётся открытым и ставит перед зрителем ряд вопросов. Некоторые из них прозвучали в зале, когда после показа «Дурака» режиссёр Юрий Быков вышел на сцену.

- Что Вы всё-таки подразумеваете в этом последнем жесте отчаяния человека, когда он просто согнулся и лежит у полуразрушенного здания? Какой конец подразумевает режиссёр?

- Какой он есть, такой и подразумевает. Я фильм делал о том, что человек должен дойти до конца, чего бы это ни стоило. Вопрос заключается в том, что человек остался верен самому себе, ведь он мог взять просто уехать и всё, но он понял, что для него совесть важнее. Он пошёл и сделал то, что считал нужным. Этот вопрос каждый решает сам для себя.

- Как Вы думаете, как автор, лично для себя - упадёт девятиэтажка или не упадёт, погиб главный герой или не погиб, боролся он зря или не зря?

- Он боролся за собственную совесть, прежде всего, как это ни цинично звучит. Понятно, что за людей, но люди - это проекция, это то, через что он выражает собственное человеческое достоинство. Он сделал всё что мог - ему дали по башке. А дальше, если девятиэтажка упадёт - это плохо. Любая смерть - это плохо, даже самого поганого человека. Но история была не о том, упадёт общежитие или нет, а о том, выдержит ли человек эту дистанцию до конца, останется ли самим собой.

- Что Вы хотели выразить своим фильмом? Что таких людей должно быть больше? Есть такие люди или нет таких людей?

- Мне нужен был человек (герой) внутри истории, чтобы всем стало понятно, кто есть кто. И как интересы этих абсолютно разных людей пересекаются в одной простой ситуации. И вот они ищут для себя правильное решение, а правильное решение одно - с точки зрения уважения к себе как к человеку, его трудно принять, потому что оно несовместимо с жизнью. Проблема в том, что жизнь от нас очень часто требует выбора между достоинством и жизнью. И многие выбирают жизнь, иначе и жизни бы не было. Я не призываю идти на баррикады и так далее, я призываю не задирать нос и думать, что мы хорошие люди - есть и получше.

- Вы показали здесь антипод социальной среды - одного человека. Может ли таких людей быть больше?

- Если они готовы заканчивать так, как этот человек, то будет больше. Когда Москву пришлось отстоять - там, сколько людей погибло? Любое серьёзное изменение - это жертва. Может всё измениться - но только надо чем-то жертвовать, а жертвовать мы не хотим. Жизнь-то одна, правильно? И прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги.

- Если бы таких Никитиных было больше - это могло бы изменить социальную обстановку?

- Если мэр один, а Никитиных десять - наверное, могло бы. Они бы, по крайней мере, элементарно по макушке надавали бы ему и всё. Мне однажды знакомый бандит сказал очень простую фразу - «слабый свободным быть не может». И это правильно. Главный герой самому себе остаётся верен до конца. Батя ему говорит «Здесь ничего не изменится, уезжай отсюда», а он пошёл и людей разбудил. Он мужик.

- Что для вас является причиной данной социальной проблемы? Воспитание, ментальность или лень, бездействие?

- Причиной всегда является менталитет и среда. Это прагматика.

- Для вас эта проблема не решена?

- Вы знаете, это очень смелое заявление. Суть мироздания - перспектива и развитие. Видоизменяется всё. Если глобально - то изменится всё. Со временем. Другой вопрос - останется ли такая страна Россия на карте?

- Почему фильм назван «Дурак»?

- Это испокон веков на Руси: «Ты чё, самый умный что ли?», «Те чё, больше всех надо?» С моей точки зрения, проблема заключается в том, что мы свой мир ощущаем как нечто сложившееся, стабильное, которое, так сказать, было и так и будет тысячу лет. Тысячу лет вы и жить-то не будете - всё равно помирать. А что дальше будет - вот вопрос. И если думать про то, что дальше - тогда очень многие вопросы обозначаются правильно и находятся правильные ответы.

- В фильме подобраны известные актёры. Как они согласились сниматься?

- Невзорова я знаю лично, я у него учился, мы с ним дружим. С Мороз и Полухиным тоже дружим. Это всё мои друзья. Они снимались практически за копейки. Я же тоже не первый день в телеге, кого-то я уже знаю. У меня на самом деле был перекастинг четыре раза. Вначале должны были быть Крючкова, Водянов, но они дорого стоят и за такие деньги не снимаются.

Можно с уверенностью сказать, что «Дурак» - это честное и бескомпромиссное кино. Сам же Юрий Быков описал картину и её героя так:«Я снимал про человека, у которого настолько чёткое понимание, что такое хорошо и что такое плохо, на уровне инстинкта, на уровне генетики. Это всё-таки особый вид человека, на это не каждый способен. Это не воззвание к каждому, это, конечно, идеал, к которому нужно стремиться. Этот парень - лакмусовая бумажка, фон, на котором проявляется несовершенство людей и той жизни, которую мы живём. Мне важно было снять картину про человека, который не идёт ни на какой компромисс с окружающей действительностью. Но это нежизнеспособная ситуация, мне кажется, правильно, что его женщина бросает».

Что особенно удивительно - в обсуждении активно принимали участие не только взрослые, умудрённые жизнью люди, но и молодёжь. Хочется верить, что когда-нибудь мы увидим авторское кино не только в редких «Открытых показах» и ночью по телевидению, но и в кинотеатрах. Тогда, глядишь, и такие вот Никитины не будут казаться дураками, а там люди научатся быть людьми и наше общество станет чуточку лучше (надо же добавить чуточку оптимизма!)

Для всех, кто интересуется авторским / некоммерческим / социальным / бескомпромиссным кино - смотрите «Открытый показ» на ТНТ по воскресеньям в 1:00 ночи.

Катерина Ерёмина

Фото автора.


Комментарии:

Нет комментариев.
Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Видеорепортажи:

Фотовыставка пограничников к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
26 Мая 2020 в 14:17
Ежегодный музыкальный фестиваль «Яблоко»
4 Сентября 2019 в 13:51
СОБЫТИЕ № 1 В МЯСНОЙ ИНДУСТРИИ!
19 Июля 2019 в 11:37

Главная достопримечательность Мичуринска это: