Александр Шаганов о творчестве, детстве, «Чёрном кофе», конях и яблоках…

18 Сентября 2019 в 09:39

Поэт-песенник Александр Шаганов с середины 1980-х регулярно снабжает советскую, а затем и российскую эстраду хитами. Многие песни Александра Шаганова стали любимыми народными шлягерами, эстрадной классикой. Композиции на его стихи пополнили репертуары Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Алексея Глызина, Дмитрия Маликова, Жени Белоусова. Песни на слова Шаганова поют группы «Любэ», «Иванушки International», «Черный кофе». «Выйду ночью в поле с конём, ночкой тёмной тихо пойдём…», - услышали мы ещё в 1994 году, «Накинь на плечи свитерок, пусть дует ветерок, я жду тебя в саду под вечерок», впервые исполнила София Ротару в 1997 году. А мои студенческие годы прошли под песни группы «Любэ» «Батька Махно», «Атас», «Не валяй дурака, Америка!». Изначально замечательным композитором Игорем Матвиенко и поэтом Александром Шагановым была разработана концепция, написаны стихи и музыка к песням этой популярной группы. Этот проект Александр, Игорь и вокалист Николай Расторгуев начинали вмести, как говорится, «с нуля».

Из всех участников музыкального фестиваля песен ретро и шансона «Яблоко», который прошёл в центре Мичуринска в пятницу 13-го, Александр Шаганов – самый титулованный. Он неоднократный лауреат советского и российского телевизионного фестиваля «Песня года», лауреат национальной премии «Овация» (1992), литературной премии имени Валентина Катаева (журнал «Юность», 1996), автор двух поэтических сборников и двух книг прозы, записал и выпустил четыре альбома Листопад (1992), Пой, братишка (1995),Кавалер (2002) и Катька (2013).

Пока на площади «кипел» фестивальный «котёл» мы спокойно и неторопливо побеседовали с Александром Алексеевичем о творчестве, кино, и, конечно же, яблоках…

- Александр Алексеевич, Вы ведь не первый раз в Мичуринске, помнится, приезжали к нам на кинофестиваль?

- Да, я уже бывал здесь и с удовольствием принял приглашение выступить на фестивале «Яблоко». В Мичуринске всегда хочется подольше задержаться, с пользой провести время. Здесь у меня какое-то особое состояние – несуетное, неторопливое. Старинный город, не побоюсь этого слова, исторический, хорошие друзья. Это всегда стимулирует творчество. Я собственно так и сочиняю. Хотя я и городской житель, москвич, но по корням мы все от крестьянской юдоли. Мой род по отцовской линии происходит из Суздальских земель (сразу вспомнилась песня «Песенный Суздаль» написанная Шагановым для рок-группы «Тяжёлый день»), а у матушки – смоленские корни. Я никогда не забываю, что я крестьянский внук, никогда!

— Почему в своё время Вы решили писать стихи именно для песен?

— Мне быстро стало ясно, что мои стихи не будут печатать: у парня из простой семьи с рабочей окраины шансы были практически равны нулю. А мне же хотелось, чтобы люди их знали. Я стал искать выходы на певцов и музыкантов. Смущаясь, перебарывая себя, подходил к кому только мог после концертов, представляясь «творческой молодежью столицы», все относились ко мне с пониманием — но не более. Стихи не брали. Я прошел через депрессию, через осознание того, что никому не нужен, но это тоже было, наверное, необходимо. А когда мне исполнился 21 год, у группы «Черный кофе» вышла песня на мои стихи «Владимирская Русь». Я её написал в 17 лет. Помню, был январский вечер, я сдал первую сессию. Разменяв пятерку из стипендии в кафе «Лира», я потратил ее на два-три коктейля и возвращался домой пешком. Я шёл, а снег валил хлопьями, и строчки, будто сверху пролились в мое сознание: «Деревянные церкви Руси, перекошены древние стены. Подойди и о многом спроси, в этих срубах есть сердце и вены…». Продиктовал лирику спустя время по телефону Дмитрию Варшавскому. Он сразу оценил её, и эта песня открыла мне дорогу в мир музыки.

- В начале 1990-х Вы дебютировали как певец. Надо сказать, что хотя у Вас нет такого золотого голоса, как у участников фестиваля Игоря Офицерова и Михаила Долотова, подкупает в Вашем исполнении искренность. Кем себя больше ощущаете – певцом или поэтом?

- Для меня всё-таки сочинительство важнее. На сцене мне не так уютно, чем за столом с листком бумаги или в студии звукозаписи. Я считал и считаю, что как сочинитель буду людям более полезен. А выход на сцену с микрофоном это как творческая встреча со зрителями, с людьми для которых я пишу, возможность отдать и получить импульс добра. И ещё, когда ты приобщён к сцене, тогда и получаются такие интересные встречи как сегодня. Тут я могу те мои песни, которые исполняют друзья-артисты исполнить самостоятельно, по-своему, увидеть лица людей, поделиться с ними чем-то сокровенным. Я, наверное, не большой артист, но всегда выхожу на сцену с большим вдохновением. Крайне важно видеть реакцию людей на своё творчество, чтобы не отрываться от них.

- Есть поэты, которые легко пишут на музыку, есть такие, кто этого не может и стихи приспосабливают к мелодии. К какому типу относитесь Вы?

- 50 на 50, я бы сказал. Вот, например, песни «Выйду ночью в поле с конём» и «Там, за туманами» из репертуара группы «Любэ» написаны на чудесную музыку Игоря Матвиенко, а «Ребята с нашего двора» и «Батяня комбат» изначально были стихами. Поэту-песеннику важно уметь и то, и другое. Вот у Леонида Петровича Дербенёва был дар сочинять только на музыку, он в этом смысле уникален. А Николай Николаевич Добронравов считает, что перевести с языка музыки на язык стихов тем легче, чем драматичней и талантливей мелодия. То есть, легче всего писать на музыку, которая вызвала эмоции, сердечное сердцебиение.

- «Выйду ночью в поле с конем» многие считают народной песней (я проверял). Как Вы её написали? Что вдохновило? Думаю, что без визуальных образов, запахов цветов и травы, ощущения росы на теле такое не написать…

Это очень дорогая для меня песня, знаковая. И я её написал на музыку, что достаточно всегда сложно. Но хорошо помню августовский день 1993 года, когда я её сочинял. В её основу легли детские воспоминания об отдыхе у деда в деревне Пигасово Смоленской области. Красивейшие места: Ополье, поля уходят в горизонт, а затем леса непроходимые, дремучие, где так легко заплутать. Эти воспоминания меня нашли через годы. Это деревенское тепло, которое сопровождало нас, городских ребятишек. Вкус этой фантастической еды из деревенской печи. Потом я уже нигде не мог такого попробовать — как готовила бабушка вот эти зеленые щи, да? Или там, скажем, вкус парного молока. Вот это все как-то меня согревало в мои детские годы. И я думаю, что я не один в таком ощущении. У многих городских пацанов были деревенские каникулы.

Мы недавно говорили по поводу этой песни с Игорем Матвиенко и вспомнились строки Владимира Высоцкого: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним». Это как про эту песню. Приятно знать, что такая песня сочинена, что она есть в репертуаре и моих друзей — группы «Любэ», и в исполнении многих хоровых коллективов. Нас не будет, а её будут петь на застольях.

- Вы начинали карьеру поэта-песенника с сотрудничества с группами, исполнявшими хард-рок и хеви-метал («Чёрный кофе», «Тяжёлый день», «Союз», «Стайер» Анатолия Алёшина). Почему это сотрудничество почти прекратилось со временем?

- Дело в том, что я взрослел, менялся, и эта музыка, которую я до сих пор люблю, осталась в моей юности. Рок-музыка в России не даёт такого охвата аудитории и различных тематик как отечественная эстрада. Эстрада это выход на массового зрителя, на большую аудиторию. Я, признаюсь, всегда тяготел к городскому фольклору, а рок-язык более сложен, афористичен. Песни «Чёрного кофе» с удовольствием слушаю до сих пор. В этом году группа отметила 40-летний юбилей, по-прежнему люди ждут на концертах песни «Владимирская Русь» и «Звездный водоём», «Вольному — воля» на мои стихи. Наше сотрудничество с Дмитрием Варшавским не прерывается, на последнем альбоме «ЧК» есть наши новые совместные песни. У каждого человека есть разные периоды в жизни. И я сейчас стою на определённом перепутье. Возможно, скоро начну писать романсы, почему бы и нет? Был же у меня чудесный «Романс» в исполнении Сергея Чумакова – «Я уже ни на что не надеюсь, и хорошего больше не жду. Горьковатой настойкой согреюсь и по первому снегу уйду. Пригублю напоследок рюмашку, и останется привкус вины, и пойду я душа нараспашку босиком до высокой луны».

- Александр Алексеевич, у Вас в репертуаре так много песен про осень. Вот, например: «Мне сегодня приснилась опять золотая пора листопада, будто падаю в листья, их готов целовать, как сестру обнимая и брата. Будто сам я такой же листок, унесённый с высокого клёна, и лежу на родимой землице сынок и на небо гляжу удивлённо. И вся жизнь предстаёт предо мной дымкой розовой, облаком дивным, и торопится вдаль по дороге лесной, где бродил я подростком наивным». Любите осень как любой поэт?

- Осень это фантастическое время года, особенно, в этом году. Это гармония, успокоение, яркие краски листопада. И у Пушкина была Болдинская осень, а у меня она каждый год бывает. Особенно хороша осень в маленьком городке Мичуринске: светлые дни, тишина, прерываемая лишь шорохом листьев. А сколько вокруг наполненных счастьем глаз увидел я сегодня на фестивале «Яблоко»! Спасибо Михаилу Малахову за приглашение!

- Ну, уж, если зашла речь о яблоках…

- Очень яблоки люблю. Есть в них что-то библейское, сакраментальное, лирическое. Вот в этом году у меня яблони обильно плодоносили. Три яблоньки у меня на приусадебном участке. В сортах не разбираюсь, но с одного дерева плоды сладкие, с других с кислинкой. Яблоневый цвет и пора урожая это благодать природы!

- «Ребята с нашего двора» почему-то вспомнились. А какой он был двор вашего детства?

- Человека воспитывают родители, школа и …двор. Мы во дворе с утра до ночи пропадали. Была хорошая, весёлая компания, верные друзья, песни под гитару. Двор не был «колодцем», угловой, но мы точно знали, что это наша территория и всячески её отстаивали, чтобы чужаки не приходили туда с недобрыми мыслями. Потом я переехал, но двор детства навсегда остался со мной. Дворовое воспитание держится на двух позициях – свобода и справедливость. Как ты этим распорядишься, только от тебя зависит. Сейчас дворы уже не те. Смотрю с балкона: во дворе четыре ребёнка гуляют, а с ними – четыре бабушки. Мы самостоятельнее были.

- Чем Вы сейчас заняты, что душу греет?

- Продолжаю сотрудничать с композитором Игорем Матвиенко. У «Любэ» в этом году видеоклип вышел с летним настроением на нашу песню «Крымский мост», поищите в Интернете. Никакого патриотического пафоса там нет, просто весёлая песня про отдых, море, арбузы и вино. Также очень надеюсь встретить новых интересных исполнителей. Но сейчас я больше увлечён прозой. В 2007 издательство «Центрполиграф» выпустило мою книгу «Я Шаганов по Москве», а недавно вышла вторая моя книга прозы «Выйду ночью в поле с конём». Это меня очень забавляет.

Для читателей портала «Мичуринск.ру» Александр Шаганов оставил автограф-пожелание: «Друзья, спасибо за встречу, новых творческих откровений всем нам…».

Беседовал Геннадий Климанов.

Фото Никиты Сафонова.


Комментарии:

Нет комментариев.
Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Видеорепортажи:

Фотовыставка пограничников к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
26 Мая 2020 в 14:17
Ежегодный музыкальный фестиваль «Яблоко»
4 Сентября 2019 в 13:51
СОБЫТИЕ № 1 В МЯСНОЙ ИНДУСТРИИ!
19 Июля 2019 в 11:37

Вы отмечали день Святого Валентина?