Гитары ушедшей эпохи представили на выставке в Мичуринске

1 Августа 2022 в 14:26

Моё детство и отрочество пришлись на советские годы. Это было время, когда во дворах в центре города не только звучала музыка из установленных на подоконниках проигрывателей, но и звенели гитары во дворах, звучали песни Владимира Высоцкого, из репертуара советских ВИА, дембельская самодеятельность. Красивые девчонки любили парней с гитарами. Парни, умеющие играть на гитарах, были «королями двора», примером для подражания.

29 июля фойе кинотеатра «Октябрь» при содействии администрации г. Мичуринска и АНО «Культурное пространство» открыли выставку советских гитар. В экспозиции представлено 29 моделей электрогитар производства фабрик Советского Союза и стран социалистического лагеря из коллекций Александра Сергеева (Моршанск) и Олега Ефимова (Мичуринск). Все экспонаты предусмотрительно снабжены портфолио, с полным описанием моделей гитар. На выставке были и красивые девушки, и брутальные рок-герои и изящные инструменты – артефакты ушедшей советской эпохи.

Продлится выставка больше месяца, а открыли её два легендарных гитариста Дмитрий Малолетов и Дмитрий Четвергов.

Дмитрий Малолетов - один из немногих музыкантов мировой сцены, владеющий необычным способом игры на гитаре - техникой TouchStyle. Звучание его гитары вы могли слышать на пластинках Игоря Николаева, Ирины Аллегровой, Аллы Пугачевой и других звезд российской эстрады. Музыкант хорошо известен не только в России, но и за рубежом. Выступал с сольными концертами в странах Европы, Азии, Центральной Америки, в США, достойно представляя российскую музыкальную культуру.

Дмитрий Четвергов — один из лучших гитаристов России, композитор, аранжировщик, саунд-продюсер, генеральный продюсер рекорд лейбла Moscow City Records. Лауреат международных фестивалей, участник множества проектов, автор трёх сольных инструментальных альбомов. Первым из рок-музыкантов выступил на сцене академического Мариинского театра. Именно ему удалось осуществить уникальное слияние рок-группы и военного духового оркестра во время выступления на фестивале «Спасская Башня 2019».

На открытии выступили организатор выставки генеральный директор ООО «Мичуринск-Фильм» и директор АНО «Культурное пространство» Михаил Малахов, коллекционер из Моршанска Александр Сергеев и гитаристы-виртуозы Дмитрий Четвергов и Дмитрий Малолетов.

Михаил Малахов назвал представленные на выставке гитары «произведениями искусства», а Александр Сергеев предложил именовать выставку «Гитары ушедшей эпохи». Дмитрий Малолетов влюблён в гитары с 6 лет. Он очень рад был увидеть среди экспонатов болгарский «Орфей» и «Тонику», на которых он играл в школьном ансамбле в конце семидесятых. «Гитары из этой коллекции не «дрова» печку топить, - отметил музыкант, - они вполне «играбельные».

Затем состоялся большой концерт в кафе-клубе «Яблоко». Два разноплановых и ярких гитариста-виртуоза по очереди выходили на сцену. Посильную помощь в аккомпанементе им оказали коллеги из Тамбова Анатолий Ковылин (группа «Температура тела») и Андрей Поляков. Дмитрий Малолетов очень лиричный и романтичный композитор. Понимая специфику концерта, он максимально пытался её разнообразить – немного пел, играл чайной ложечкой, удивлял техникой TouchStyle. Также зрители узнали, что с Мичуринском у Дмитрия связаны приятные воспоминания: будучи курсантом Тамбовского высшего авиационного училища летчиков им. М. Расковой, практику он проходил в небе над Мичуринском и Мичуринским районом.

«Я люблю.… А что значит люблю? Радуюсь каждому новому дню. Люблю всё, что есть, что было и что будет. Всех, кто рядом и кого уже нет. Принимаю то, что даёт Господь», - так предварил исполнение песни «Я люблю» легендарный Дмитрий Четвергов. Он бесконечно влюблён в гитару, может проводить с ней львиную долю своего времени и говорить о ней бесконечно. В этом я убедился на интервью.

- Дмитрий Борисович, помните свою первую гитару?

- Конечно. Акустическая шестиструнка шаховская. А первая электрогитара - JOLANA Star VII - достаточно удобный лёгкий инструмент из социалистической Чехословакии, с нормальным балансом и приятным профилем грифа. На электрогитарах, произведённых в СССР, поиграть не пришлось. Их все нужно было в домашних условиях до ума доводить, так сказать «под себя», а таких навыков у меня тогда не было. На самом деле отечественные гитары того периода не настолько плохими были, как принято считать, вполне приличные инструменты.

- Сколько времени надо заниматься на гитаре, чтобы стать приличным музыкантом или виртуозом, как Вы?

- Это, конечно, зависит от настроения. Для того чтобы добиться определённых высот, надо, в первую очередь, обратить внимание именно на технику. И, когда ты подходишь к уровню виртуоза гитары, то уже не имеешь право планку понижать. Есть и ещё одно занятие – в уме, когда ты представляешь, что уже на сцене находишься, каждый звук слышишь и ощущаешь. Потом берёшь гитару и заучиваешь. А технический аспект это совсем другое. Я вот встаю пораньше и на свежую голову» два часа занимаюсь только техникой исполнения. Потом уже можно заниматься и сочинением музыки, и композицией. Пределов совершенства, конечно, нет. Другое дело, что некоторые мои ученики доходят уже до идиотизма: по 16 часов в день занимаются. А толк-то в этом, какой? Главное – систематические занятия и их качество. А «диванных» гитаристов вообще не понимаю. Да, они иногда играют очень круто, но я всегда ученикам говорю: встаньте, оденьте правильно инструмент, посмотрите в зеркало, как вы смотритесь! Рок-гитарист не должен играть сидя! Удивительно, но даже лучшие «диванные» гитаристы, выходя на сцену, не показывают и 50 процентов того, что умеют. Занятия должны быть комплексными.

- Кто на Ваш взгляд лучший гитарист всех времён и народов?

- Такого понятия вообще нет. Музыка это не спорт. У нас по молодости было много споров, кто лучше - Ричи Блэкмор (Deep Purple и Rainbow) или Джимми Пейдж (Led Zeppelin). Все эти споры – глупые. На мой взгляд - Ричи Блэкмор, Джимми Пейдж и Джимми Хендрикс – равновеликие гитаристы, выдающиеся.

- Вы сотрудничали с легендами рока - Джо Сатриани, Гленном Хьюзом (Deep Purple) и Джо Линн Тёрнером (Rainbow, Deep Purple). Сложные ли это люди в общении?

- Это очень позитивные, общительные и обаятельные музыканты. Для меня было честью работать с ними на альбомах Glenn Hughes & Joe Lynn Turner "Made in Moscow" (2005) и «ПИПЛ про/to PURPLE российское посвящение Deep Purple» (2006). Эти альбомы, кстати, до сих пор востребованы. Сотрудничество с такими «звёздами» это не только приятное общение, но и очень ценный опыт, который потом можно применить на практике.

О коллекционировании и любви к гитарам мы поговорили и с хозяином 25 гитар, представленных на выставке в фойе мичуринского кинотеатра, Александром Сергеевым. Коллекцию пенсионер из Моршанска начал собирать 15 лет назад. Первой «ласточкой» стала бас-гитара «Орфей Пловдив» (Болгария), на этой модели Александр играл в ансамбле во время учёбы в техникуме. «Орфей» достался ему в жутком состоянии, у прежнего хозяина он был прибит гвоздями к стене и был частью украшения интерьера квартиры. Инструмент без лакового покрытия, ободранный, без запчастей. Но, будущий коллекционер не растерялся, нашёл единомышленников в сети Интернет и комплектующие. Среди тех, кто ему тогда помог, был и мичуринский коллекционер, и мастер на все руки Олег Ефимов. Теперь в коллекции Александра более 30 гитар. Есть и редкие – опытный образец «Тоники» (коллекционер считает, что этот экспонат уникален) и «Урал» из первой партии гитар этой модели. «Я, несмотря на возраст, начинающий музыкант, - делится Сергеев, - окончил ещё при Советском Союзе музыкальную школу, играл в самодеятельном ансамбле, а потом – армия, работа, быт не давали возможности регулярно музицировать. Лет десять назад с деньгами стало не так напряжённо и стало возможно вложиться в коллекцию. Потихоньку стал покупать на просторах Интернета гитары и их реставрировать. Тут важно не просто гитару лаком покрыть, а вернуть ей именно заводской цвет и вид. Если в оригинале гитара была чёрная, то и должна быть именно такой, а не красной или зелёной! Идентичность должна быть во всём. Вот, например ваш земляк Олег Ефимов изготавливает отличные копии советской фурнитуры на гитары. «Потроха» истинный коллекционер ставит тоже советские или под советские. К этой выставке готовился с марта – гитары не должны дома на стене висеть. Их людям показывать надо. Чтобы они понимали, что советские гитары не «доски», не «дрова». Про них много мифов и побасенок сочинили и все их надо развенчать. Надо понимать, что советские гитары создали не для того, что metal на них играть, а для вокально-инструментальных ансамблей, именно для музыки тех лет. Знаете, вы никогда из российского «Урала» американский Fender не сделаете, даже если всё детали и «потроха» замените. Нельзя поставить на «Запорожец» двигатель от «Мерседеса» и сказать: у меня суперавтомобиль! Это всё равно будет металлолом!». Вот на этой позитивной нотке и закругляюсь. Будет время, загляните в кинотеатр «Октябрь», пройдитесь по выставке, почитайте характеристики гитар, сделайте сэлфи. Это мило и познавательно. Выставка продлится до осени.

Геннадий Климанов.

Фото Славы Куденко.


Комментарии:

Нет комментариев.
Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Видеорепортажи:

Центр инновационного развития ребёнка
27 Октября 2020 в 11:23
Фотовыставка пограничников к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
26 Мая 2020 в 14:17
Ежегодный музыкальный фестиваль «Яблоко»
4 Сентября 2019 в 13:51


Был ли у Вас отпуск в этом году?