
Летние приключения отчаянных и смелых, или как мичуринцы Дон покоряли

Вопрос о том, как провести свой отпуск, для выпускника мичуринского агроуниверситета, ельчанина Вячеслава Захарова давно не актуален: уже несколько лет подряд кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры технологии хранения и переработки с/х продукции Елецкого госуниверситета не скучает сам и не даёт скучать своим друзьям. Прошлым летом мы уже вам рассказывали о шестерых отчаянных и смелых путешественниках, которые преодолели на байдарках по реке порядка 180 километров, исследуя окрестности Верхнего и Среднего Дона. В этом году друзья решили проплыть по Дону более 300 км и завершить свой поход на Азовском море.
Первоначально стартовать хотели с Цимлянского водохранилища (на р.Дон), но потом решили, что отправной точкой станет город Волгодонск. Большая часть участников экспедиции нашим читателям уже знакома: это Вячеслав Захаров из Ельца, мичуринские искатели приключений Дмитрий Косенков и Александр Пяткин, москвичи Алексей Паламарчук и Евгений Цыганков, а шестым путешественником в этом году стал мичуринский москвич Александр Подосинников. Друзья встретились в Ельце 9 июля; до места старта ехали долго - 8 часов, прибыли уже затемно, поэтому долго не могли найти подход к воде. Заночевали около местной турбазы.
Ранние пташки Вячеслав и Александр проснулись на следующий день самыми первыми и приступили к сборке байдарок. К 9 часам утра ребята были во всеоружии: байдарки "Нева 2", "Нева 3" и "Таймень-3" мирно стояли на песочке, путешественники, немного подкрепившись, были готовы к отплытию; по Дону от Волгодонска до хутора Морской Чулек, находящегося на самом берегу Таганрогского залива Азовского моря, им предстояло пройти порядка 320 километров. "Для путешествия по Дону необходимы карты, потому что река изобилует островками и протоками: нужно точно знать, куда плыть, чтобы подсократить расстояние, и в каких-то местах вместо солидной петли проплыть напрямую", - говорит участник похода Дмитрий Косенков.
Вооружившись картами, наши герои отправились в путь. Поплыли по левому более широкому руслу, поскольку опасались, что правое могло сильно зарасти. На улице стояла нестерпимая жара: солнце накалило воздух до +47-ми. Искупаться бы! Но вода в Дону "цвела" и кристальной чистотой не отличалась, а из-за действующей шлюзовой системы течения практически не было. От палящих лучей спасались, как могли, но всё равно уберечь кожу от сильных ожогов и их последствий - волдырей - путешественники так и не смогли.
Первым крупным населённым пунктом на пути стала станица Романовская. Начиналась она с маленького казачьего городка - Романовского. Есть сведения, что первые упоминания о станице относятся к 1613 году, и названа она в честь первого царя из древнего русского дворянского рода Романовых - Михаила Романова. Первоначально станица располагалась на правом берегу Дона. Затем на протяжении почти двух веков она кочевала с правого берега на левый и обратно: причиной тому были изменения рус¬ла Дона и набеги татар и горцев. С 1840 года станица обрела постоянное место расположения - на левом берегу. Сейчас Романовская - административный центр Волгодонского района с численностью населения почти в тысячу человек. Станица - "малая родина" генерал-майора Русской императорской армии И.Т. Кострюкова, советского полководца, Героя Советского Союза Н.Е. Чибисова и российского барда В.В. Кима.
В Романовской путешественники отдохнули и забежали в местный "супермаркет". Цены на типично туристические продукты - тушенку, макароны и консервы - приятно порадовали.
После Романовской долго не было населённых пунктов. Зато одна за другой монотонно и величаво шли баржи. По словам местных жителей, уровень воды в Дону за последнее время упал на 9 метров. Нередки случаи, когда огромные баржи садились на мель, хотя по всей судоходной части реки установлены бакены, за которые ни баржам (с одной стороны), ни купающимся и путешествующим иными видами транспорта (с другой стороны) заплывать не рекомендуется. Первым - из-за того, что велика вероятность застрять на мелкоте, вторым - из-за опасности попасть под винт громадного судна. Баржи шли через каждые 5-10 минут - сдерживала и упорядочивала их движение шлюзовая система.
Привычными за время пути стали то и дело возникающие по берегам силуэты с удочками. Многие рыбаки - c Украины, и это неудивительно, ведь до Незалежной рукой подать. Люди по большей части нашим путешественникам попадались доброжелательные и очень общительные. Разговор с одним из рыбаков настолько затянулся, что по его окончании экипаж одной из байдарок, в которой находился Дмитрий Косенков, не обнаружили остальных участников похода. Поплыли искать. Расспросы местных жителей результата не принесли. Вечерело, за очередным поворотом реки, наконец-то появились очертания станицы. Название ей - Мариинская. Причалили. Казачья станица Мариинская создана из двух бывших станиц - Нижнее-Каргальской и Быстрянской в 1844 году и названа в честь будущей императрицы Марии. Станица - одна из немногих на Дону, кто имеет свой герб. Сегодня это сельское поселение с чуть более 250 дворами и населением около 600 человек. Заночевать пришлось на берегу на спальниках (палатки были в первых двух лодках) под назойливый аккомпанемент недружелюбных комаров. Наутро, изрядно покусанные, наши герои отправились искать своих друзей и с удивлением обнаружили их не так далеко - в двух километрах. Для Алексея, Вячеслава и Евгения, эта ночёвка тоже запомнилась: их палатку, расположенную слишком низко у воды, накрыла волна от проходившей винтовой баржи.
Снова в путь. Солнце позволяло плыть только пару-тройку часов с утра и столько же ближе к вечеру. Дневной километраж составлял порядка 20-25 км.
На подходе к Старой станице внимание путешественников привлекли искусственные озёра для разведения рыбы. Здесь путешественники столкнулись с первой серьёзной проблемой: на Дону действует шлюзовая система, которая регулирует судоходство, на один из гидроузлов - Николаевский - ребята и вышли. Чтобы продолжить путь, пришлось по берегу переносить все вещи вместе с байдарками.
Второе испытание гидроузлом было под Константиновском: шлюз с одноимённым названием вновь вынудил путешественников выйти на сушу, поработать ногами и напрячь мышцы.
Путешественники с нетерпением ждали, когда подойдут к самому большому на этом отрезке пути городу - Семикаракорску... Вот позади место впадения в Дон реки Северский Донец: эта река течёт с Украины и несёт чистую и тёплую воду - на слиянии участники похода не смогли отказать себе в удовольствии искупаться. На пути к Семикаракорску осталось только одно препятствие - огромный Кочетовский шлюз. Дабы водное путешествие не превращалось в пеший поход с байдарками на плечах, ребята приняли решение позвать на помощь друга. "Мы позвонили нашему знакомому Петру - местному жителю, он помог перевезти вещи на машине. Без его помощи, конечно, не справились бы: по жаре перетаскивать всё это очень тяжело. На одном из гидроузлов нам пришлось около 6-ти километров нести наши байдарки, потом ещё за вещами возвращались. Хорошо, местный водитель, увидев нас, сказал: "Давайте подвезу", - помог бесплатно", - делится Дмитрий Косенков.
Ныне Семикаракорск - 22-тысячный город, а в конце 16 века был небольшим казачьим городком. Существуют различные толкования происхождения самого названия Семикаракоры. В народных преданиях, дошедших до наших дней, сохранились две версии. Согласно одной из них, когда-то в старину здесь поселились семеро беглых братьев Каракоровых. По другой, название это произошло от имени и фамилии одного человека - Семёна Каракорова. Проверить ни одну из них сегодня невозможно. Наиболее убедительной научной версией происхождения названия города считают мнение доктора исторических наук, археолога С.А. Плетневой, которая выделяет в названии три тюркских корня: "семиз" - "крепкий", "кара" - "чёрный" (или "сара" - "желтый"), "кед, кал" - "крепость". Следовательно, "Семикаракор" означает "крепкая (сильная) чёрная (или желтая) крепость".
Как и многие города на Дону, Семикаракорск несколько раз менял своё месторасположение. Объяснение такому непостоянству семикаракорцев простое: в XVIII веке казаки станицы стали заниматься земледелием: на правом берегу реки удобной земли почти не было, начали обрабатывать землю на левом. Для защиты от набегов врагов выкопали глубокий ров и насыпали земляной вал. На валу поставили пушку, при которой постоянно находилась небольшая команда. В пяти верстах от вала возвышался курган, называвшийся Карауль-ным, откуда степь просматривалась во все стороны на большое расстояние.
На нынешнем своём месте станица Семикаракорская обосновалась с 1845 года, "переехав" с территории, находящейся между реками Дон и Сал, из-за наводнений. С городка в 10 хуторов с 503-мя деревянными домами в 1850 году он вырос в современный город районного значения. Здесь друзья позволили себе остаться на два дня. К этому моменту запасы провианта и питьевой воды иссякли, и путешественники отправились в сетевой магазин, чтобы их пополнить. "Цены в магазинах на всём пути следования - такие же, как и у нас... Порадовало, что в Семикаракорске очень дешёвое такси: мы проехали через весь город, водитель нас подождал у магазина и отвёз обратно - всё это обошлось нам всего в 100 рублей", - говорит путешественник Косенков.
В Семикаракорске двое путешественников - Евгений Цыганков и Алексей Паламарчук - завершили поход, поскольку больше не располагали свободным временем, а к экспедиции присоединился новый участник из Москвы по имени Андрей.
Хорошенько отдохнув, покорители Дона вновь спустили байдарки на воду и отправились к заветной цели уже впятером. "На седьмые сутки мы подплыли к станице Раздорская. Протяжённость станицы - около 3-х километров, за станицей виден большой холм - первый признак Приволжской возвышенности", - говорит участник похода Вячеслав Захаров.
Раздорская (в просторечии Раздоры) в начальный период истории донского казачества была главным городком на Дону. Предположительно, он был в числе первых постоянных казачьих городков, основанных в 1549 году атаманом Сары-Азманом. С Раздорами связаны многие важные события донской истории. Именно сюда в январе 1570 года царь Иоанн IV прислал грамоту о службе донцов Российскому государству. Этим годом датируется и основание Войска Донского.
Раздоры представляли собой хорошо укрепленный воинский стан-лагерь. Здесь под открытым небом жило несколько тысяч вооруженных казаков, готовых каждую минуту по выстрелу вестовой пушки или удару вестового колокола выступить в боевой поход или отразить внезапное нападение врага. Именно в Раздорах на заре донского казачества собирались первые шумные Войсковые круги, решались вопросы войны и мира, праздновались победы, встречали и провожали царских и иноземных послов, шла бойкая торговля с "заморскими гостями".
В Раздорах бывали знаменитые атаманы, в том числе и Ермак Тимофеевич. В апреле 1644 года при атамане Павле Федоровиче (Чесночихине) казаки "перенесли" свою столицу из Раздорского в Черкасский городок, потому что Раздоры к тому времени уже не подходили для "стольного" города из-за их удаленности от Азова. Так Раздоры стали рядовым казачьим городком. В 1646 году внезапным нападением турок городок был разорен, но позже восстановлен казаками на прежнем месте. Во второй половине XVIII века городок был "перенесён" казаками с острова Поречный на правобережье реки Дон, где и расположена ныне одноименная станица.
Окрестности станицы Раздорской, остров Поречный интересны ещё и тем, что здесь оставили свои следы древние народы каменного, бронзового и железного веков, средневековья. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники археологии, открытые и исследуемые на протяжении многих лет.
Летом 1893 года в станице жил и работал над картиной "Покорение Сибири Ермаком" выдающийся русский живописец В. И. Суриков. Раздорские казаки послужили художнику прототипами главных героев этой знаменитой картины.
В 1971 году в Раздоры приезжал замечательный русский писатель и режиссёр В. М. Шукшин. Его пребывание здесь было связано с выбором мест для съёмок фильма о Степане Разине по роману "Я пришёл дать вам волю".
В 1988 году образован Раздорский этнографический музей-заповедник, большое личное участие в его создании принял известный российский писатель, лауреат Государственной премии России А.В. Калинин, с 1946 года проживавший в хуторе Пухляковском, который также посетили наши путешественники.
В Раздорской и её окрестных хуторах не раз проходили съёмки художественных фильмов по произведениям М.А. Шолохова, А.В. Калинина, В.А. Закруткина. Здесь снимались: "Донская повесть", "Дикое поле", "Цыган" и другие, в которых играли знаменитые советские и российские актёры. Вот такие истории хранят наши донские станицы!
Снова только водная гладь, шелест вёсел и серебрящиеся в солнечных лучах брызги воды - шла вторая неделя пути. В однообразный пейзаж с завидным постоянством "вклинивались" отдыхающие: некоторые из них, судя по большим палаткам-шатрам и переносным генераторам приехали сюда отдохнуть не меньше, чем на недельку. "Много отдыхающих с Украины. Люди открытые и общительные, многие не видели никогда байдарок - подходили, рассматривали, расспрашивали," - говорит Дмитрий Косенков. Далее по пути следования - станица Багаевская. Начался дождь. Времени искать удобное место для ночёвки не было - расположились прямо на берегу около турбазы под грибком.
С утра пришла работница турбазы. "Она оказалась очень доброжелательной женщиной: включила нам розетку, чтобы мы смогли подзарядить телефоны, и сдала нам домик всего за 200 рублей с человека", - говорит Дмитрий. - Домик был на курьих ножках, но назывался почему-то "Чебурашка". Задержаться в экзотическом жилище пришлось на два дня: погода окончательно расстроилась - низко нависшие тучи грозили дождём, а дувший пронизывающий встречный ветер совсем разубедил участников похода спускать лодки на воду. "Работница турбазы принесла нам мангал, и мы готовили себе всё "как белые люди", - смеётся Дмитрий.
Самое время рассказать о пище в дороге: как мы помним с прошлого года, за кухню отвечал шеф-повар Вячеслав Захаров. Неплохо зарекомендовавшую себя в 2015 году саранчу на этот раз жарили на масле; ловили и готовили ракушки. Из рыбы чаще всего попадались линь и карась, реже - краснопёрка и лещ; два белых амура запрыгнули в байдарку сами, одному удалось уйти, второго приготовили и съели. На одной из стоянок даже поймали степную гадюку и зажарили: попробовали сами и угостили местных жителей, которые отдыхали на берегу. Деликатес пришёлся как раз к праздничному столу: один из туристов - Евгений Цыганков - отпраздновал очередной день рождения, а всего в пути отметили два праздника детства, да не как-нибудь, а с музыкой: спасибо такому замечательному изобретению, как солнечная батарея.
Передышка в домике на курьих ножках пришлась кстати. Время провели с пользой: удалось подлатать повреждённую байдарку, а когда капризная погода позволяла, играли в пляжный волейбол на площадке около турбазы.
С новыми силами участники похода отправились дальше. Позади осталась многочисленная и древняя, основанная в 1593 году, станица Манычская. Впереди, пожалуй, самая примечательная - станица Старочеркасская. Говорят, на Дону нет более интересного места, связанного с историей донского казачества, чем эта станица. Она известна как столица донского казачества и место рождения генерала Матвея Платова. Первые письменные упоминания о "Черкасском городке" датируются 1593 годом. Вместе с тем, есть сообщения, что станица была основана под названием "град Черкасский" черкасами, во главе с князем Вишневецким, при царе Иване Грозном около 1560 года. Несколько раз городок выгорал почти дотла; после одного из таких пожаров на месте сгоревшего деревянного Воскресенского собора был выстроен первый на Дону каменный девятиглавый храм, дошедший до наших дней почти в первозданном виде.
В Черкасске родился Степан Разин, здесь же, в 1667 году, и началось его восстание. В станице несколько раз бывал и Емельян Пугачев. Здесь, в крепком двухэтажном доме-крепости, невдалеке от церкви Петра и Павла, 7 июля 1708 году был предательски убит предводитель крестьянского восстания Кондратий Булавин.
Последние дни путешествия с водной стихией сражались втроём. Под городом Аксаем волны стали настолько большими, что захлёстывали байдарку: идти было невозможно. Туристы приняли решение завершить поход - до Морского Чулека оставалось около 60 километров, всего три дня пути. В трёх метрах у трассы несломленная водной стихией тройка байдарочников вышла на берег, чтобы дождаться автобуса, который домчит их обратно в Елец. 23 июля, как и планировали путешественники, они были уже дома.
"В культурном плане в этом году не такой насыщенный отдых получился, к сожалению, не смогли посетить, пожалуй, самый известный на этом отрезке Дона музей "Танаис", - сетует Дмитрий.
На этом путешествие-2016 могло бы закончиться, но не для неугомонного Вячеслава. Желание посмотреть, какое оно, Азовское море, и дописать книгу очерков о Доне, на исследование которого он с перерывами потратил 8 сезонов, пересилило и заставило вернуться в Аксай. Для покорения маршрута Аксай-Морской Чулек он привлёк своего дядю.
12 августа вечером вместе Константином Черниговцевым они отправились поездом в Ростов-на-Дону, из которого такси доставило их к месту предыдущего финиша. Собрав байдарку-двойку и облачившись в спасжилеты, они двинулись к намеченной цели. Погода благоприятствовала путешественникам. В первый день похода им удалось отойти от Ростова на 29 км, заночевали в окрестностях деревни Недвиговка. А утром, пройдя несколько километров по воде, они причалили к берегу, чтобы посетить знаменитый археологический музей "Танаис". Он организован 50 лет назад на месте найденных руин древнего греческого города Танаис. Путешественники посетили выставочный комплекс, музей истории и площадку с раскопками, которые непрерывно ведутся. Потребовалось 2 часа, чтобы хотя бы бегло всё осмотреть.
Впечатлённые увиденным, путешественники вернулись к лодке и вновь сели на вёсла. "Наконец, нашему взору представляется такая картина - берега расходятся всё дальше и дальше друг от друга, а над поверхностью воды нависает только небо. Трудно описать наши чувства: это смесь трепета, радости и удивления, - описывает свои впечатления от встречи с морем Вячеслав Захаров, - однако сиюминутно войти в море нам не удалось. Как только впереди появился этот просвет, ветер приобрёл такую силу, что волны стали на глазах расти, а впереди на горизонте мы увидели белые гребни огромных грозных волн. Сначала я принял их за катера. Идти в такую погоду вперёд было безрассудным ребячеством, поэтому мы решили переждать ветер в прибрежных зарослях рогоза. Углубившись как можно дальше в эти заросли, мы подремали пару часов сидя в лодке, затем поели. Пробуем выйти, и проходим каких-то 50 м, а затем понимаем, что это бесполезно - волны ещё большие и сильные... Вот ветер немного стих, и мы делаем третью попытку войти в море на байдарке. Наконец, оба берега Мёртвого Донца позади нас, впереди же - только необозримая ширина зеленоватого моря с метровыми волнами, увенчанными белыми гребнями. Несмотря на то, что ветер был не сильный, волны продолжали бить нам в левый борт байдарки, осыпая нас брызгами. Каждая пятая волна была с гребнем, поэтому переваливала через край лодки и заливала нас водой. Признаюсь честно, нам стало страшновато бороться с такой стихией. Мы попробовали отдалиться от берега в надежде, что станет глубже, и волны будут без гребней. Однако они продолжали усердно штурмовать нашу лодку и при этом бить в лицо. Сдерживать натиск стихии смогли только 20 минут, а затем поняли, что уровень воды в лодке растёт. Причалив в заросли камыша озёрного, который сплошь занимал берег моря, мы, стоя по пояс в воде стали вычерпывать воду. Посоветовавшись, мы поняли, что единственный путь преодолеть последний километр до посёлка Морской Чулек – это снять с себя всю одежду, положить её в лодку, закрыть проёмы в байдарке плёнкой и провести её вдоль берега за собой. Последние метры пути преодолели быстро", - отмечает в своём очерке Вячеслав. Победа над морем ознаменовалась радостным криком на берегу. Вечерней электричкой путешественники добрались до Ростова, там пересели на ночной поезд до Ельца. Так закончился последний 55-километровый сплав по Дону. Общее путешествие по реке на байдарках было осуществлено отрезками за 8 сезонов и составило 1500 км.
Что для друзей припас неутомимый Вячеслав на следующий год, остаётся только догадываться...
Елена Гриднева, фото и видео участников похода
Комментарии:
Видеорепортажи:
Фотовыставка пограничников к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
26 Мая 2020 в 14:17
|
Ежегодный музыкальный фестиваль «Яблоко»
4 Сентября 2019 в 13:51
|
СОБЫТИЕ № 1 В МЯСНОЙ ИНДУСТРИИ!
19 Июля 2019 в 11:37
|
- В бюджетную организацию требуются 08.02.2024
- Приглашаем на работу 31.01.2024
- Tetra-Pak запчасти 19.10.2023
- Станки, оборудование,ЧПУ 19.10.2023
- Сдается в аренду 04.05.2023
- Требуются 20.02.2023
- Требуется медицинская сестра 12.12.2022
- Продам 2-х комнатную квартиру в центре Мичуринска 15.08.2022
- Отделочные работы 09.08.2022
- элементы кровли 24.07.2022