Былинная Русь ожила на картинах художника Бориса Ольшанского на выставке в Мичуринске

29 Августа 2019 в 15:33

28 августа в Выставочном зале музея-усадьбы А.М. Герасимова открылась персональная выставка «Русь Изначальная» заслуженного художника России, тамбовчанина Бориса Ольшанского. В экспозиции представлено 39 живописных произведений – исторические полотна, сюжеты из славянской и античной мифологии, портреты и пейзажи. Всё выполнено мастерски, с душой, с большой любовью и уважением к славянскому наследию наших предков. Символично, что выставка певца древней Руси открылась в день славянского праздника урожая. Спажинки - древний народный праздник проводится у всех славянских народов в дни сбора урожая. Сначала готовились к празднику: плели венки, подготовили родовой столб и большой плоский камень для алтаря, также был сплетён большой венок - коло. Также была приготовлена сварга - два снопа колосьев, связанных сверху венком из цветов и плодов. Так и персональная выставка для художника – результат трудов его, праздник творческой реализации, диалог с земляками.

Борис Михайлович Ольшанский родился 25 февраля в Тамбове. В 1980 г. с отличием окончил Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого, в 1986 г. – окончил Суриковский институт г. Москвы. С 1989 года Ольшанский - член союза художников СССР. В 1993 г. открылась его первая персональная выставка (более трёхсот работ) в картинной галерее г. Тамбова. После нескольких персональных выставок (в том числе и зарубежных), на которых были представлены сотни картин художника, Борис Ольшанский стал одним из самых известных художников-славянистов нашей страны. Художник великолепно оформил несколько книг. В этом году Борис Михайлович стал заслуженным художником России.

На открытии выставки перед любителями живописи выступили и рассказали о выдающемся тамбовском художнике и его произведениях Заслуженный работник культуры РФ, заведующая филиалом ТОГБУК «Тамбовская областная картинная галерея» «Музей-усадьба А.М. Герасимова» Тамара Воронова; литературовед, почётный профессор Мичуринского государственного педагогического института Василий Попков, а также художник, писатель и педагог Эдуард Кушелевский.

Сам же художник был верен себе, говоря о долге памяти, об исторической несправедливости из-за которой выпал из поля зрения современников целый плодородный пласт русской культуры. Даже лучше, чем в речи на выставке его мысли передаются в одном из многочисленных интервью художника из Тамбова: «Я уверен: с небес за нами пристально взирают наши великие предки. И неизбежен суд истории. Ибо будущее за правдой и верой. Из разрозненных исторических сведений и документов встает Русь Великая, дохристианская. С её великой историей, которую напрочь отвергли и предали забвению. Русские легенды, былины, предания, сказы, – какой грандиозный и красочный простор воображению и фантазии художника! Слава Богу, что были великие подвижники и прекрасные художники: Рябушкин, Васнецов, Нестеров, Суриков, Васильев... Но мало, очень мало имён для такой большой и могучей державы, работающих на ниве великой и захватывающей истории России». Художник уверен, что наследие древней, языческой, дохристианской Руси до сих пор мало изучено: «Фактически летоисчисление Руси идёт более семи тысяч лет. Уже тогда у русичей была богатая традициями культура, а нам говорят, что наши предки были тёмные, неучёные, даже письменности до прихода Кирилла и Мефодия не знали! Нет, всё у нас было. И я, по мере возможности стараюсь показать тот духовный потенциал, который был на Руси и который мы с каждым годом теряем. У нас история то с 1917 года начинается, а скоро, через десяток лет и с девяностых годов 20 века начинать её будем. А заглянуть за семь тысяч лет назад никто не хочет. Я стараюсь своими работами расширить кругозор людей, сохранить память о славных предках, сделать мир светлее!».

Неторопливо идёшь по выставке, замираешь у знакомых работ - «Предание о Святославе», «Клятва Сварожича», «Волхова с радугой», «Волхв Всеславович», «Танец с огнем», «Русь Великая», «Богиня-царевна»…. Эти картины легко найти в Интернете, ими пестрят многочисленные порталы, посвящённые живописи, паблики славянских традиций в соцсетях, их можно увидеть на обложках альбомов групп, играющих осовремененный фолк-рок, folk metal, pagan metal. Об этом сам художник, далёкий от «мирской» суеты даже и не подозревает.

Исторические батальные сцены, герои славянской и античной мифологии, а рядом, менее известная сторона творчества художника – наполненные светом родные чернозёмные пейзажи, чудесные, тонко передающие характер изображённых, портреты. Многогранен талант Бориса Ольшанского, велико творческое наследие (более 300 полотен), малая часть которого присутствует в экспозиции на выставке.

В интервью художник рассказал мне о структуре выставки, своих методах работы и творческих планах.

«В экспозиции всего 39 моих работ. Портреты современников просто необходимо писать, чтобы отразить моё отношение к моему окружению, к людям, к миру. Историческая тематика у меня «в крови». Это неправильно, что мы забыли свою историю, вычеркнули пять тысяч лет. Это трагедия. Со времён Петра Великого у нас стало модно «холуяжничать» перед Западом. При царском дворе даже говорить на русском языке перестали. К чему это привело? К революции. Надо делать выводы и ценить свою культуру».

Борис Михайлович второй раз экспонируется в Выставочном зале музея-усадьбы А.М. Герасимова. К этому живописцу у него особое отношение: «Мне очень приятно, что мои картины находятся сейчас в этом зале, рядом с полотнами Александра Михайловича Герасимова. Это наш великий земляк, талантливый, большой художник. Я до его уровня ещё не дорос. Может, и дорасту, но вряд ли. Я перед ним преклоняюсь. Я всегда критично отношусь к себе, через тщеславие и гордость уже перешагнул – возраст уже не тот (63 года). Самооценка у каждого художника должна быть, но и себя надо постоянно формировать, духовный мир очищать и профессиональные навыки совершенствовать. Нет предела красоте, совершенству, и в этом убеждает нас природа, наше окружение. С верой в светлое!».

У Ольшанского есть картины, посвящённые античному миру и Средневековью (на выставке это, например, «Танец с огнем»). Спросил его, почему все эти работы датированы девяностыми годами и планирует ли он ещё поработать в этом направлении. Вот его мнение об этом: «Задумок – тьма! Успеть бы их воплотить. Мне повезло, что в своё время увлекался культурой античной Греции и Древнего Рима. Я просто «заболел» этой темой и это помогло мне в творчестве. Лучше, чем у «антиков» у нас скульптуры до сих пор не создано. Жаль, что так мало сохранилось их шедевров изобразительных. В московских издательствах вышло примерно сорок книг с моим оформлением. И, когда приступаешь к оформлению, тогда и начинаешь углублённо изучать этнографию разных народов. Позже я оставил оформление книг и всецело посвятил себя живописи. Живопись это язык понятный всем, интернациональный».

- Ваши картины вдохновляют музыкантов по всему миру, многие рок-группы используют их для оформления альбомов. Вам приятно, что Вашим творчеством люди вдохновляются?

- Бесспорно это приятно. Значит, я не зря работаю, творю. Я всегда говорю, что на Руси богатым считали не того, кто богатство нажил, а того, кто им с людьми поделился. Моё богатство – мои картины. Мне не жалко, когда их кто-то использует, значит, людям они нравятся. Хотя я об этом не всегда узнаю, да и не слежу за этим специально.

Высказался художник и о культуре дохристианского периода: «У нас не принято заглядывать вглубь истории далее принятия христианства на Руси. Да, мы сейчас православные люди. Возрождать языческую, родную веру я не вижу смысла, нельзя в одну реку войти дважды. И, тем не менее, помянуть наших предков, благодаря которым мы сейчас мирно живём на этой земле, просто необходимо. Согласен, что культуру всех народов надо уважать и ценить, но, тем не менее, родовую память надо хранить особо. А у нас это почему-то именуют шовинизмом. Есть понятие американская культура, западноевропейская культура, есть и наша – русская культура и не надо её стесняться. Мы ведь никого не обижаем. Мы должны свою родовую культуру вспомнить и попросить прощения у наших предков за то, что мы с ней сделали!».

Борис Михайлович поделился своим мнением об академическом образовании: «Я много рисовал с натуры и по памяти, что создало твердую основу для освоения академических знаний. Я не согласен с мнением, что серьёзная академическая школа «сушит», сковывает, а то и вообще убивает творческий потенциал. Вот, к примеру, китайцы интересуются нашей школой живописи, приглашают профессоров из Суриковского института. Да, для тех, кто не доучился – это камень на шее, который тянет на дно, позволяя видеть свое несовершенство. Надо просто трудиться в поте лица. Я вот в десять лет как взял карандаши и кисти в руки, так и до сих пор учусь. Я стою за классическую школу, за академическое образование, чем больше ты этими навыками овладеешь, тем больше у тебя будет аудитория».

И, конечно же, я поинтересовался у художника, над чем он работает. «Я, обычно, пишу сразу несколько картин. Устанешь от одной, переключаешься на другую. Сейчас я хочу по ведической тематике воссоздать образы русских богатырей - Микулы Селяниновича и Святогора. Читаю литературу, восполняю пробелы в знаниях. Через год юбилей Невской битвы (23 июля 1240 года). Тоже тема интересная. Ну, и портреты, пейзажи не забываю, чтобы не терять профессиональные навыки».

Кто дочитал до конца – спасибо! Обязательно посетите выставку «Русь Изначальная» в Выставочном зале музея-усадьбы А.М. Герасимова. Время работы с 9 до 17 часов, выходной – понедельник.Познакомиться с творчеством художника мичуринцы смогут в течение месяца. Лучше один раз увидеть воочию, чем буковки в слова складывать, да в маленькие фотографии вглядываться!

Геннадий Климанов.

Фото Никиты Сафонова.


Комментарии:

Нет комментариев.
Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Видеорепортажи:

Фотовыставка пограничников к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
26 Мая 2020 в 14:17
Ежегодный музыкальный фестиваль «Яблоко»
4 Сентября 2019 в 13:51
СОБЫТИЕ № 1 В МЯСНОЙ ИНДУСТРИИ!
19 Июля 2019 в 11:37

Вы отмечали день Святого Валентина?