Кинорежиссёр Юрий Быков: «Я снимаю кино, чтобы драматический катарсис у зрителей был максимально сконцентрированным и глубоким»

30 Августа 2022 в 14:19

День российского кино в Мичуринске по традиции отмечают в кинотеатре «Октябрь». В этом году местным киноманам предложили посмотреть фильм «Жить» (16+) и пообщаться с режиссёром Юрием Быковым.

Юрий Анатольевич весьма важная и неординарная личность в мире российского кино. В молодости в Новомичуринске он писал рассказы, увлекался музыкой, работал аранжировщиком в студии. В 2005 окончил актёрский факультет ВГИК (мастерская В. Грамматикова). После ВГИКа играл в театрах: МХАТ, Et Cetera, Театре Луны, Театре Российской Армии. Играл небольшие роли в кино и телесериалах. В 2009 году снял короткометражный фильм «Начальник», в котором выступил как сценарист, режиссёр, композитор, продюсер и актёр. Фильм был награждён главным призом в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» на кинофестивале «Кинотавр».

Как актёр он сыграл в девяти фильмах и 17 сериалах. Любителям кино он больше известен как режиссер, снявший остросоциальные кинокартины «Жить», «Майор», «Дурак», «Завод», «Сторож» и изумительный первый сезон сериала «Метод» с Константином Хабенским в главной роли.

Про него говорят – культовый режиссёр и это так и есть. Этот термин не подразумевает всероссийскую популярность, он, скорее, показывает, что Юрий – творец, имеющий собственное мнение и взгляд на жизнь в России, на общество и процессы внутри него. И есть люди, которым это нужно и важно. Говорят, что он снимает «чернуху». Но и это странное упрощение философии молодого режиссёра (41 год, какие его годы). Быков снимает жестокие притчи. Снимает честно, безжалостно к главным героям и сопереживающим им зрителям. За всё перечисленное его, почему-то, любят. Учитывая, что федеральные телеканалы его игнорируют, то, что он собирает в провинции полные залы на своих творческих встречах – настоящий феномен. Режиссёр не признающий хэппи-эндов в своих фильмах, любящий недосказывать сюжет, а только намекать на его финал, стал в своей стране именно культовым.

Перед встречей режиссёра со зрителями, мне удалось пообщаться с ним наедине. Говорили про советский кинематограф, важность музыкального слуха для режиссёра, про выбор актёров и американскую интерпретацию его российского сюжета. Вышло нудновато, но при наличии времени можно пролистать…

- Юрий Анатольевич, мне кажется, что советский кинематограф с его реализмом в деталях, с открытыми концовками и харизматичными персонажами оказал на Вас довольно сильное воздействие?

- Мои вкусы стали формироваться во время учёбы на актёрском факультете ВГИК: американское кино семидесятых, итальянское кино шестидесятых и советское кино, хрестоматийное 60-х (Марлен Хуциев, Андрей Тарковский, Василий Шукшин). Мне близки по фактуре, по качеству исполнения ранний Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Григорий Козинцев и Сергей Герасимов. Так как я учился на артиста театра и кино, у меня сформировались критерии, что кино, прежде всего, связано с живым человеком. Концептуальное кино и артхаус меня не затронули. Авторский кинематограф, чисто изобразительный, тоже в меня не попал. Актёрский, исполнительский – да! Для меня кинематограф 50-60-70-х годов – истинно хрестоматийный, включая, пожалуй, киноработы Георгия Данелия и Эльдара Рязанова. Самая моя любимая картина советского периода - «Мой друг Иван Лапшин» режиссёра Алексея Германа. Этот фильм такой камерный, театральный. То же самое касается и ранних работ Никиты Михалкова – «Пять вечеров» и «Обломов». Люблю «Тихий Дон» Герасимова, в 60-х – «Иваново детство» и «Андрей Рублёв» Тарковского, также нравятся «Застава Ильича» Марлена Хуциева и первые работы Шукшина. Дальше у меня уже фокус на Данелии – «Осенний марафон».

Советский кинематограф определил для меня главное – язык и подачу. Когда я делаю картину, то отталкиваюсь от классической актёрской игры советской школы и классической подачи с точки зрения режиссуры. Я рассказываю историю линейно, последовательно, как и было принято в классических советских кинолентах. Темы могут быть провокационными, острыми, но способ рассказа у меня всегда будет зрительски внятным. Я честно скажу, что сформирован советским кинематографом, прежде всего потому, что для меня этот способ подачи материала наиболее близок.

- На какой стадии сейчас работа над вашим новым фильмом «Хозяин», о чём он и когда выйдет на экраны?

- Работа над фильмом началась в 2020 году в Карелии. На этот момент творческая работа над фильмом «Хозяин» окончена, остались только чисто технические работы, связанные с монтажом и звуком. Основная концепция сложилась, хронометраж известен. Выход запланирован на конец 2022 года. Только что мы говорили с Михаилом Алексеевичем Малаховым (генеральный директор ООО «Мичуринск Фильм»), о том, что интересно было бы сделать премьеру в провинции, ведь и история «Хозяина» тоже провинциальная. Герои фильма — семья Меньшовых, которая видит аварию на трассе и помогает спастись мужчине по фамилии Родин. Этот человек оказывается влиятельным силовиком, подполковником ФСБ. Завязывается дружба, которая, однако, вскоре становится для Меньшовых источником огромных проблем. Это история про человека, у которого есть ресурсы и про человека, у которого их нет. И если они попадают в ситуацию, где судьба делает их друзьями, то, как судьба же их потом может развести, если они перейдут друг другу дорожку. Станет ли главный герой «как все» или найдёт в себе силы встать на «тропу войны» с сильными мира сего? Почему я назвал фильм «Хозяин»? У любой земли есть свой хозяин, и есть извечный русский вопрос: может ли «хозяин» подружиться с собственным «холопом»? Главную роль вновь исполнил Артем Быстров, известный вам по фильму «Дурак», а также Олег Фомин и Клавдия Коршунова.

- Понятно, в общем, как всегда у Вас – людям о людях…. «Семь секунд » — американский криминальный драматический телесериал, основан на сюжете Вашего фильма «Майор». Как там вышло, получили ли Вы с этого какие-то дивиденды: моральные или материальные?

- Надо, кстати, скачать этот сериал и посмотреть, что получилось. Теперь об этой истории. Американцы - изолированные по своему психотипу люди. Они всё любят переделывать и переснимать под американскую аудиторию. Когда они вышли с этим предложением, там была чёткая установка – не вмешивайтесь, и мы Вам дадим «погоны», что исходная сеть «Нетфликс» (премьера сериала была 23 февраля 2018) сняла сериал по «Майору» и денег дадим. Я к этой ситуации отнесся скептически. Премьера фильма «Майор» прошла в рамках Каннского кинофестиваля и была отмечена призами «За лучший фильм», «За лучшую режиссуру» и «За выдающийся художественный вклад» на Шанхайском международном кинофестивале, был прокат в Великобритании. Я понимал, что картина самостоятельная как авторская, и переделка её меня не взволновала. Я ответил американцам, что намерений вмешиваться в съемочный процесс не имею и правообладателем не являюсь. Все права на фильм принадлежат ТПО «Рок» Алексея Учителя.

Сейчас я понимаю, что если бы я в этой ситуации проявил больше заинтересованности, то, возможно, у меня была бы другая судьба в плане режиссуры на Западе. Но я пока ни о чём не жалею. Мне, честно говоря, очень важно говорить на актуальные для меня темы. А просто быть ремесленным режиссёром на Западе мне, честно говоря, не хочется. Сам американский сериал, как я уже говорил, не видел.

- Правда ли, что в сериал «Метод» Вас рекомендовал актёр Константин Хабенский?

- Да, я был приглашён на съёмки благодаря Константину Хабенскому, которому понравился фильм «Майор». Я в этом ничего обидного для себя не вижу. Я человек абсолютно не пафосный. На тот момент (2014 год) я был начинающим кинорежиссёром, у которого были уже какие-то достижения, но не особо выдающиеся. Хабенский увидел на Кинотавре «Майора», а я увидел его в фильме «Географ глобус пропил». Я просто обожаю эту картину.

В первом сезоне было десять серий, по сценарию он по тем временам был весьма жестоким, поэтому многие режиссёры на такой долгой дистанции и такой шокирующий материал снимать не хотели. Хабенский сказал, что я «вижу» этот материал, готов рисковать и сниму интересно. Мне сделали предложение, и я согласился. Сериал получил премию ТЭФИ в категории «Телевизионный фильм/сериал» и несколько других наград. Но я отказался участвовать в съёмках второго сезона сериала из-за отсутствия новизны в этом опыте, а также из-за ориентации на авторское кино вместо коммерческого режиссирования.

- Молодёжь подсела на голливудский, и я даже сказал бы «марвеловский» кинематограф, а у Вас хеппи-эндов не бывает…

- Это правда, я воздерживаюсь от хеппи-эндов, так как считаю счастливый конец искусственным явлением для драматических фильмов и жизни в целом, где он невозможен. Я считаю, что очищение человека, его катарсис возможен через сострадание. На мой взгляд, классический американский остросоциальный кинематограф 70-х годов был близок к нашему советскому кино и современному авторскому российскому. Я к коммерческому американскому кинематографу отношусь как к хорошему, зрелому оппоненту. Американская массовая культура – цинично терапевтическая. Да и сам Голливуд создавался в национальных терапевтических, развлекательных и жизнеутверждающих целях. Когда кино начинают использовать как пилюлю, это всё равно, что живопись использовать как цветные картинки, чтобы поднять настроение и улучшить аппетит. Мне эта точка зрения не близка. Я не делаю депрессивные или не депрессивные картины, с хорошим финалом или плохим финалом. Я снимаю кино, чтобы драматический катарсис у зрителей был максимально сконцентрированным и глубоким. У меня нет задачи развеселить зрителя. У меня как у Пушкина: «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю»… Это как финал «Евгения Онегина» - максимально депрессивный из того, что я в жизни видел. Вот Евгений признаётся Татьяне в любви. Наконец-то! После долгих лет! Переживает. А она ему: «Я вас прошу, меня оставить; я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». Всё! До свидания! Это максимально безысходный финал, но он поражает меня своей глубиной, больше, чем любой хеппи-энд.

- Ага. Радости поверхностны, а печали глубоки. Понятненько. У Вас в биографии написано, что Вы музыкой занимались: попса или рок?

- Мы были первыми рэпперами в Новомичуринске, которые ходили с приспущенными штанами по городу и которых никто не понимал (смеётся). А если серьёзно, то это был очень полезный опыт, потому, что сейчас я для многих своих фильмов сам пишу музыку (в фильме «Завод», например). Композитором я быть никогда не хотел, но мне кажется, что чувство ритма в кино даёт, прежде всего, музыкальный слух режиссёра. У кого с музыкальным слухом всё в порядке, у того и кино не скучное.

- По какому принципу Вы отбираете актёров в свои фильмы, есть какие-то чёткие установки?

- На самом деле в моём случае не важно: известный актёр или начинающий. Это не поза и не пафос. Просто у меня нет задачи «собрать кассу». Я давно уже смирился с тем, что не делаю кассовых картин. Я делаю картины, которые вдолгую влияют на думающего и сопереживающего зрителя, формируют его сознание. Мой кастинг актёров очень прост. Я создаю сценарий и в диапазоне имеющихся персонажей ищу артистов, у которых, во-первых, есть театральное прошлое либо настоящее, а во-вторых, мне просто нравятся «выпуклые», харизматичный люди. И, да, я не беру людей с улицы!

- Надеюсь продолжить беседу на премьере фильма «Хозяин» в Мичуринске!

Беседовал Геннадий Климанов.


Комментарии:

Нет комментариев.
Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Видеорепортажи:

Центр инновационного развития ребёнка
27 Октября 2020 в 11:23
Фотовыставка пограничников к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
26 Мая 2020 в 14:17
Ежегодный музыкальный фестиваль «Яблоко»
4 Сентября 2019 в 13:51


С чем у Вас ассоциируется осень?