Погода в Мичуринске на Новый год

27 Декабря 2018 в 11:21

«Метель над городом поёт о том, что Новый год идёт, а снег кружится в переулочках, а снег ложится у ворот. А снег идёт, а снег идёт, и каждый ждёт свою Снегурочку в заветный час под Новый год. А ночь морозная светла, а вся земля белым-бела. Своей Снегурочке метелица на шубке кружева сплела. А ночь светла, а ночь светла, наверно, ты, моя волшебница, из сказки в эту ночь пришла. Опять метель поёт в полях, и снова вся земля в снегах. Идут года, и нити снежные уже не тают на висках. Идут года, идут года, а ты Снегурочкою прежнею со мной осталась навсегда», - вот в этом стихотворении Николая Добронравова есть новогоднее настроение. Во мне его нет и в помине, но очень хочется, чтобы оно появилось у вас, земляки, тем более что синоптики нам обещают настоящую русскую зиму на Новый год.

30-го декабря в течение суток на фоне повышенного давления в Мичуринске ожидается пасмурная погода. Температура ночью и днем -11..13°, ветер южный, умеренный. 31-го декабря ожидается переменная облачность, пройдёт небольшой снег; ночью -17..19°, днем -12°, ветер слабый. Новогодняя ночь порадует лёгким морозцем - -11..13° и снежком.

Новый год – пожалуй, самый волнительный праздник года! В это время случаются настоящие чудеса, а под ёлкой появляются подарки. Запах ёлки и мандаринов, салат оливье и шпроты, песни из «зомбоящика» и президентское поздравление под бой курантов и грохот тысяч пробок от шампанского по всей стране. Так отмечают Новый год сегодня миллионы россиян. Но какова история этого праздника?

Дед Мороз (чаще просто Мороз или Студенец) у славян не дарил подарков, его образ был скорее отрицательным. В дошедших до нас сказках Мороз описывается как старичок с белой бородой, закутанный в шубу, который «на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает», усиливая зимнюю стужу. В народных поверьях, собранных этнографами XIX века, он ворует и морозит детей – отголоски этих поверий нашли отражение в русских народных сказках. Не случайно имя персонажа происходит от того же корня, что и «мор», «мрак», «мерзкий».

Чтобы задобрить этого злого духа, на зимних народных праздниках ему готовили кушанья – кисель, кутью или блины, которые выставляли на подоконник, как бы приглашая Мороза к столу. В некоторых деревнях еду для Мороза бросали в колодец – символическую дверь в оборотный мир. Можно предположить, правда, с большой осторожностью, что повторяющийся мотив увода девушек в холодный зимний лес, встречающийся в сказках народов мира (например, Морозко или «Госпоже Метелице» братьев Гримм), сохранил отголоски древнего культа, когда в лес приводили символическую невесту для зимнего духа с целью задобрить его на будущее лето. В сказке, записанной Александром Афанасьевым, отец оставлял свою дочь Марфушу в лесу, чтобы выдать замуж за Морозко…

В середине XIX века Мороз стал литературным персонажем – в сборнике Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея» (1840 год) был Мороз Иванович, живший в ледяной стране, вход в которую был через колодец. Ещё одного полуфольклорного персонажа – Мороз Красный Нос мы встречаем в одноимённой поэме Некрасова. Символом Рождества Дед Мороз станет лишь в ХХ веке.

При Петре I с 1700-го года празднование Новолетия было перенесено с 1 сентября на 1 января – на европейский манер, правда, по юлианскому календарю. В результате, ещё не одно поколение россиян отмечало Новый год дважды – и 1 сентября, и 1 января! Выходным днём в России новогодний праздник стал только с 1897-го года. Закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» объявил 1 января нерабочим.

Сегодня Новый год и Рождество просто немыслимы без ёлки, однако традиция эта сравнительно молодая. Когда мы говорим о том, что нам не нужны чуждые «иностранные обычаи», важно не забывать о том, что и новогодняя ёлка, которую мы привыкли наряжать на самый главный праздник в году – это как раз тот самый иностранный обычай, не имеющий ничего общего с нашими исконными традициями. Более того, в славянской культуре ель прочно связывалась со смертью, что отпечаталось в дошедшей до нас старинной поговорке: «В березовом лесу — веселиться, в сосновом — Богу молиться, а в еловом — удавиться». Вместе с осиной, тополем, черёмухой и ивой ель считалась «нехорошим» деревом, как сейчас сказали бы, «деревом-вампиром», и о том, чтобы вносить ёлку в жилой дом не могло быть и речи!

Рождественская ель изначально тоже была своеобразным языческим ритуалом, внезапно проступившим в лютеранской Германии. Сейчас уже трудно установить его истоки, мы знаем лишь то, что вечнозелёное растение символизировало вечную жизнь.

Изначально ель украшали в лесу, привязывая к её ветвям цветные тряпочки и фигурки, после чего под ней совершались ритуалы, целью которых было, вероятно, всё то же задобрение зимней стихии на будущее лето. Вечнозелёная еловая хвоя напоминала о лете, когда «уснувший» на зиму бог солнца был ещё силён. Само слово сочельник - в немецком Weihnachtsabend дословно означало «день ёлки». Со временем, стало считаться хорошей приметой приносить наряженную ель домой. Христианские традиции, наложившиеся на древние обычаи, вложили в них новый смысл – ель стали называть «рождественским деревом», «христовым деревом» и «деревом Клауса», то есть, святого Николая. Первое документальное упоминание об установке рождественской ели зафиксировало её в 1510 году в Риге, на тот момент немецком городе, в канун Рождества. Наряжал ёлку и Мартин Лютер (считается, что именно он первым зажёг на ёлке свечи). Постепенно из протестантской традиция стала общеевропейской и вместе с другими новшествами пришла и в нашу страну.

В стране, где ель считалась «деревом смерти» наряжать её не спешили. Лишь по специальному распоряжению Петра I хвойными веточками стали украшать ворота домов и образа икон в святочную неделю – и то, лишь в столичных Москве и Петербурге. В домах ёлки ставили лишь немцы. Первая публичная ёлка в России была установлена в Петербурге в 1852-м году в павильоне парка Екатерингоф, что положило начало установке елей в общественных местах - залах дворянских собраний, офицерских и купеческих собраний, клубах, театрах и других местах. Но за пределами города, в деревнях и помещичьих усадьбах ещё долго продолжали отмечать только святки.

Во второй половине XIX века рождественская ёлка становится статусным предметом – знаком приобщённости к европейской культуре. Празднования ёлок, имевшие большой зрительный эффект, стали обязательными в высшем обществе.

До самой Революции в императорской России прекрасно уживалось сразу несколько новогодних традиций – высший свет, как европеизированная часть общества, собирался на балы-маскарады с фейерверками и ёлками, в то время, как простой деревенский люд продолжал отмечать Васильев день и колядовать! С 24 декабря до 6 января в городах и больших деревнях ставились балаганы, карусели, а также катки, ледяные дворцы; цирки-зверинцы с учёными медведями, лотереи, пантомимы, спектакли, танцевальные вечера, народные и духовые оркестры...

Постепенно, вместе с модой на ёлку, родился и новый образ Деда Мороза – как рождественского персонажа. Его внешнее сходство с европейским Сантой Клаусом на дореволюционных рождественских открытках (в частности, красная, а не синяя шуба) - своего рода ребрендинг, который происходил не без участия Православной церкви для вытеснения старого образа Мороза – народного, языческого, новым - христианским. Санта Клаус ассоциировался прежде всего со святым Николой Угодником и потому вполне годился для замещения «нехороших» культов.

Поэтому когда сегодняшние поборники «традиционных ценностей» говорят о том, что «американский Санта Клаус не заменит нам Деда Мороза», они даже не подозревают о том, что «наш» Дед Мороз и есть тот самый Санта Клаус, ведь подлинный Мороз ни к Рождеству, ни к Новому году, отношения не имел!

Официальным рождественским персонажем Дед Мороз стал только в 1910-м году, всего лишь за семь лет до Революции.

Персонаж Снегурочки – ожившей девушки, слепленной из снега, очень трагичный, отражавший невозможность перехода из мира мёртвых в мир живых, был вполне самостоятельным и дошёл до нас благодаря фольклористу Александру Афанасьеву и более поздней пьесе Александра Островского.

Подобно тому, как в своё время Православная церковь заменила Щедрец днём святого Василия, советская власть заменила Рождество праздником «Пролетарского» Нового года, в который перешла часть Рождественских традиций – ёлка, подарки, Дед Мороз и Снегурочка! Так Советской власти удалось то, что не удавалось достичь самыми строгими запретами и пропагандой – Рождество навсегда перестало быть главным зимним праздником россиян, и в народном сознании его прочно заместил Новый год. Советский Дед Мороз никого не морозил и не наказывал, он был добрым. Он дарил подарки детям, водил с ними хороводы и читал им стихи. Отделённый от Рождества, Дед Мороз был политически надёжным и на плакатах 30-х годов часто изображался с томиком «Истории ВКПб» в руках, а на ёлочных шарах, выпускаемых советской промышленностью, рисовались портреты членов Политбюро…

Впереди самый любимый россиянами праздник. «Что возьмем мы в новый год? Впечатлений хоровод, Смеха яркого корзинку и от счастья две слезинки. Бочку шуток, воз улыбок, в сумке — опыт без ошибок. В рюкзаке несем удачу и эмоций разных пачку. В банке — из любви варенье и щепоточка везенья. Ценный взять такой багаж в дом желаем каждый ваш. Будет пусть с таким подарком путешествие приятным!».

Фото мичуринских ёлочек от Никиты Сафонова.


Комментарии:

Нет комментариев.
Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Видеорепортажи:

Фотовыставка пограничников к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
26 Мая 2020 в 14:17
Ежегодный музыкальный фестиваль «Яблоко»
4 Сентября 2019 в 13:51
СОБЫТИЕ № 1 В МЯСНОЙ ИНДУСТРИИ!
19 Июля 2019 в 11:37

Вы отмечали день Святого Валентина?